Выпуск №3(78)

Материалы VI Международной очно-заочной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы современного образования: практика вуза и школы», Ч. 2

16 марта 2022 г.

Обучение и воспитание детей дошкольного, младшего и среднего школьного возрастов, и подростков в контексте современных проблем и перспектив образования

В статье дано понятие системного мышления и требования к нему. Указаны технологии развития системного мышления и предложены логические задачи для детей разного возраста, формирующие метакогнитивное мышление. // The article gives the concept of systemic thinking and the requirements for it. Technologies for the development of systemic thinking are indicated and logical tasks for children of different ages are proposed, which form metacognitive thinking.

Авторы: А. В. Фомина, А. А. Старцева

Раздел: Обучение и воспитание детей дошкольного, младшего и среднего школьного возрастов, и подростков в контексте современных проблем и перспектив образования

В статье рассматриваются особенности современного поколения учащихся, их ценностные ориентации и предпочтения в средствах и методах обучения. Данные основываются на проведённом автором совместно с учащимися 11 класса исследовании, основанном на анкетировании и изучении ценностных ориентиров. // The features of modern generation, its value points and preferences in resources and methods of teaching are reviewed in the article. Data are based on carried out research with the eleventh formers, using a question poll and studying value points.

Авторы: О. П. Прозецкая

Раздел: Обучение и воспитание детей дошкольного, младшего и среднего школьного возрастов, и подростков в контексте современных проблем и перспектив образования

В статье представлен опыт привлечения младших школьников к чтению художественных книг. Обозначены методы, средства и формы работы, реализация которых сможет обеспечить максимальный результат в формировании у современных детей читательской самостоятельности. // The article presents the experience of attracting younger students to reading fiction books. Methods, means and forms of work are outlined, the implementation of which can provide the maximum result in the formation of reading independence in modern children.

Авторы: Н. В. Пищенюк, С. В. Цымбал, И. Д. Еремина

Раздел: Обучение и воспитание детей дошкольного, младшего и среднего школьного возрастов, и подростков в контексте современных проблем и перспектив образования

Статья посвящена видам и формам современных библиотечных мероприятий. Приводятся примеры форм библиотечных мероприятий, направленных на развитие познавательных интересов в изучении биологии. // The article is devoted to the types and forms of modern library events. The examples of library events are given; they are aimed at the development of cognitive interests in the study of biology.

Авторы: Н. К. Паскарь, Т. Б. Балабанова

Раздел: Обучение и воспитание детей дошкольного, младшего и среднего школьного возрастов, и подростков в контексте современных проблем и перспектив образования

В данной статье рассматривается вопрос формирования функциональной грамотности школьников на интегрированных уроках. Основное внимание авторы уделяют формированию читательской и естественнонаучной грамотности. В статье приводятся методические приемы формирования читательской и естественнонаучной грамотности в процессе интеграции литературы и биологии. // This article changes the issue of the formation of functional literacy of schoolchildren in the combined lessons. The authors pay special attention to the formation of reading and natural science literacy. In the article, when using methodological techniques for the formation of reading and natural science literacy in the process of higher literature and biology.

Авторы: С. С. Маратканова, З. Н. Петрова

Раздел: Обучение и воспитание детей дошкольного, младшего и среднего школьного возрастов, и подростков в контексте современных проблем и перспектив образования

Статья поднимает проблемы профессиональной подготовки учителя в современных условиях в сравнении с педагогическим образованием прошлых лет, актуальность выявления определенной «социально-психологической предрасположенности» к педагогической деятельности. Приводятся данные проведенного исследования. // The article raises the problems of teacher training in modern conditions in comparison with pedagogical education of previous years, the relevance of identifying a certain «socio-psychological predisposition» to pedagogical activity. The data of the conducted research are presented.

Авторы: А. О. Лепешева, Т. В. Штатнова

Раздел: Обучение и воспитание детей дошкольного, младшего и среднего школьного возрастов, и подростков в контексте современных проблем и перспектив образования

Статья посвящена проблеме дистанционного обучения младших школьников. Анализируются позитивные и негативные последствия применения данного вида обучения в начальной школе. // The article is devoted to the problem of distance learning for primary school students. The article also analyzes the positive and negative consequences of this type of education in primary school.

Авторы: Н. В. Кретинина, Е. Н. Гольченко, В. Н. Шлюпкина

Раздел: Обучение и воспитание детей дошкольного, младшего и среднего школьного возрастов, и подростков в контексте современных проблем и перспектив образования

Рассматривается личностно-ориентированный подход. Понятия дифференциация и индивидуализация анализируются. Делается вывод о том, что использование дифференцированный подход открывает для каждого ученика перспективу овладения иностранным языком язык и способствует максимальному развитию личности на каждой ступени образования. // A personality-oriented approach is considered. The concepts of differentiation and individualization are analyzed. It is concluded that the use of a differentiated approach opens up the prospect of mastering a foreign language for each student; the language will contribute to the maximum development of personality at each stage of education.

Авторы: Ш. Ш. Иманова, Б. М. Ибраева

Раздел: Обучение и воспитание детей дошкольного, младшего и среднего школьного возрастов, и подростков в контексте современных проблем и перспектив образования

В статье перечислены ученые, которые занимались изучением проблемы восприятия предметов вариативной формы, описаны современные исследования данного направления, большое внимание уделено исследованиям белорусского ученого А. В. Северина. // The article lists scientists who studied the problem of perception of objects of variable form, describes modern research in this area, much attention is paid to the research of the Belarusian scientist A. V. Severin.

Авторы: А. В. Богурина

Раздел: Обучение и воспитание детей дошкольного, младшего и среднего школьного возрастов, и подростков в контексте современных проблем и перспектив образования

Статья посвящена вопросам организации и проведения минуток чистописания на уроках русского языка. В своей статье мы знакомим с минуткой чистописания как структурной частью этапа актуализации знаний, делимся опытом работы на данном этапе урока. // This article is devoted to the organization and organization of a minute of penmanship in Russian lessons. In this article we are going to tell you about the minute of writing as a structural part of the stage of actualization of knowledge, to share the experience of working at this stage of the lesson.

Авторы: И. А. Берина, Т. В. Михайлова, Н. И. Шубникова

Раздел: Обучение и воспитание детей дошкольного, младшего и среднего школьного возрастов, и подростков в контексте современных проблем и перспектив образования

Всем известно, что видеоинформация может вызвать определенное эмоциональное состояние у учащихся, поэтому информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) делают урок ярче и в то же время углубляют коммуникативные навыки и мышление учащихся. Способствуют обучению, помогают формировать социальную, поликультурную, коммуникативную, деловую информацию, все виды активированной памяти, учебные материалы воспринимаются более глубоко и, следовательно, воспринимают объект по-другому. // Everyone knows that video information can cause a certain emotional state in students, therefore information and communication technologies (ICT) make the lesson brighter and at the same time deepen the communication skills and thinking of students. Promote learning, help shape social, multicultural, communicative, business information. All types of activated memory, educational materials are taken more deeply and therefore perceives the object in a different way.

Авторы: А. Х. Араббаев

Раздел: Обучение и воспитание детей дошкольного, младшего и среднего школьного возрастов, и подростков в контексте современных проблем и перспектив образования

В статье рассказано о взаимодействии учащихся и учителя в рамках реализации профориентационного проекта «Мысль – слово – дело». Школьники, познакомившись с профессиями, востребованными в наше время, под руководством учителя создают небольшую презентацию или «профтрейлер» о профессии. Данная работа формирует представление детей о своей дальнейшей деятельности. // The article describes the interaction of students and teachers in the framework of the implementation of the career guidance project «Thought – word – deed». Students, having got acquainted with the professions that are in demand in our time, under the guidance of a teacher, create a small presentation or «proftrailer» about the profession. This work forms the children's idea of their future activities.

Авторы: Т. М. Алиева

Раздел: Обучение и воспитание детей дошкольного, младшего и среднего школьного возрастов, и подростков в контексте современных проблем и перспектив образования

Проблемы организации образовательного процесса для лиц с ограниченными возможностями здоровья и пути их решения

Данная статья посвящена проблеме инклюзивного образования в процессе обучения на уроках математики. В представленной статье просматриваются не только образовательные, развивающие и воспитательные задачи, но и коррекционно-развивающие. Данная статья рекомендована преподавателям образовательных учреждений, в частности преподавателям математики, ведущих свою деятельность в условиях инклюзивного образования. // This article is devoted to the problem of inclusive education in the process of teaching mathematics lessons. In the presented article, not only educational, developmental and educational tasks are viewed, but also correctional and developmental ones. This article is recommended to teachers of educational institutions, in particular teachers of mathematics, conducting their activities in an inclusive education.

Авторы: Н. Б. Тетерина

Раздел: Проблемы организации образовательного процесса для лиц с ограниченными возможностями здоровья и пути их решения

Статья посвящена проведению уроков учебной практики ПМ 01. Выполнение работ по обработке текстильных изделий из различных материалов для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья второго курса профессии 16185 Оператор швейного оборудования. Приводится описание приемов, методов и форм работы, направленных на развитие мотивационной, активной и профессиональной деятельности. // The article is devoted to conducting lessons of educational practice of PM 01. Performance of work on processing textiles from various materials for students with disabilities of the second year of the profession 16185 Sewing equipment operator. Description of methods, methods and forms of work aimed at development of motivational, active and professional activity is given.

Авторы: С. В. Спинова

Раздел: Проблемы организации образовательного процесса для лиц с ограниченными возможностями здоровья и пути их решения

В статье раскрываются особенности развития связной речи у учащихся первых классов. Актуальность данной работы обусловлена значительным увеличением числа детей, которые имеют речевое недоразвитие. Авторами предложены приёмы по развитию связной речи с помощью наглядности. Данный материал может быть использован в своей практике учителями начальных классов I ступени общего среднего образования, учителями-дефектологами дошкольных образовательных учреждений, учителями-дефектологами пунктов коррекционно-педагогической помощи, учителями-дефектологами классов интегрированного обучения и воспитания на коррекционных занятиях. // The article reveals the features of the development of coherent speech in first grade students. The relevance of this work is due to a significant increase in the number of children who have speech underdevelopment. The authors have proposed techniques for the development of coherent speech with the help of clarity. This material can be used in their practice by primary school teachers of the first stage of general secondary education, teachers-defectologists of preschool educational institutions, teachers-defectologists of correctional and pedagogical assistance points, teachers-defectologists of classes of integrated education and upbringing in correctional classes.

Авторы: О. А. Гавриловец, Е. Л. Клименко

Раздел: Проблемы организации образовательного процесса для лиц с ограниченными возможностями здоровья и пути их решения

В статье раскрывается вопрос использования приёмов адаптивной физкультуры, направленных на коррекцию недостатков развития и оптимизацию процесса обучения детей с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (далее: ТМНР). Систематическое и целенаправленное включение приемов адаптивной физкультуры в процессе развития ученика специальной школы способствует повышению эффективности обучения, уровня индивидуальных достижений, способности к передвижению и повышению возможности познать окружающую действительность. // The article reveals the issue of using adaptive physical education techniques aimed at correcting developmental deficiencies and optimizing the learning process of children with moderate, severe and profound mental retardation (intellectual disabilities), severe and multiple complex developmental disorders (hereinafter: MCDD). The systematic and purposeful inclusion of adaptive physical education techniques in the process of developing a student of a special school helps to increase the effectiveness of training, the level of individual achievements, the ability to move and increase the knowledge of the surrounding reality.

Авторы: И. Ю. Бретенкова, Е. Г. Прохорова

Раздел: Проблемы организации образовательного процесса для лиц с ограниченными возможностями здоровья и пути их решения

Использование в работе специальных школ современного оборудования и его применение при разработке занятий специалистов, принцип целостности в реализации адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью, тяжелыми и множественными нарушениями развития, комплект для познавательного развития «ИНТОШКА». // The use of modern equipment in the work of correctional schools and its application for the development of joint classes of specialists, according to the principle of integrity in the implementation of AOP for students with moderate mental retardation, severe and deep, severe and multiple developmental disabilities using the kit for cognitive development «INTOSHKA».

Авторы: О. В. Беспрозванных, А. О. Романенко

Раздел: Проблемы организации образовательного процесса для лиц с ограниченными возможностями здоровья и пути их решения

Проектирование современных образовательных технологий в системе общего, дополнительного, среднего профессионального и высшего образования

Проведен сравнительный анализ возможностей профессионального экзамена и демонстрационного экзамена при оценке качества подготовки выпускников в системе среднего профессионального образования. Показана связь профессионального экзамена с профессиональными стандартами, и связанные с этим преимущества для выпускников и образовательных организаций. Предложено дальнейшее развитие процедуры совмещения государственной итоговой аттестации и независимой оценки квалификаций. // A comparative analysis of the possibilities of a professional exam and a demonstration exam in assessing the quality of graduate training in the system of secondary vocational education has been carried out. The relationship between the professional exam and professional standards is shown, and the associated benefits for graduates and educational organizations. Further development of the procedure for combining the state final certification and independent assessment of qualifications is proposed.

Авторы: О. В. Спиридонов

Раздел: Проектирование современных образовательных технологий в системе общего, дополнительного, среднего профессионального и высшего образования

Учитывая отсутствие мировых рейтингов, специализирующихся на образовательных организациях типа «умный университет», в статье описываются критерии, которые выявлены при изучении двух рейтинговых агентств. По данным критериям определены различия между старыми и современными вузами: результаты оценок и уровень развития экономики страны. Существующие различия в показателях позволяют разработать модели и реализовать концепцию «умный университет». // Taking into account the absence of world ratings specializing in educational organizations of the «smart university» type, the article describes the criteria that was identified during the study of two rating agencies. According to this criteria, the differences between old and modern universities is determined: the results of assessments and the level of development of the country's economy. The existing differences in indicators allow us to develop models and implement the concept of a «smart university».

Авторы: Г. А. Мошляк, А. . Рабенатулутра

Раздел: Проектирование современных образовательных технологий в системе общего, дополнительного, среднего профессионального и высшего образования

В статье проведен подробный анализ функциональной линии на итоговой аттестации по математике в форме ОГЭ: элементы содержания функциональной линии, проверяемые образовательные результаты, типы заданий с примерами и типичные ошибки учащихся при их выполнении. Предложена система заданий функциональной линии, позволяющая сформировать не только предметные результаты, но и элементы математической грамотности, представленной в заданиях международных сравнительных исследований PISA. // The article provides a detailed analysis of the functional line at the final certification in mathematics in the form of the OGE: the elements of the content of the functional line, the educational results being tested, the types of tasks with examples and typical mistakes of students when performing them. The system of tasks of the functional line is proposed, which makes it possible to form not only subject results, but also elements of mathematical literacy presented in the tasks of international comparative studies PISA.

Авторы: Е. В. Позднякова, Г. А. Малышенко

Раздел: Проектирование современных образовательных технологий в системе общего, дополнительного, среднего профессионального и высшего образования

В связи с усилением внимания к поиску инновационных технологий, нестандартных форм и методов обучения в вузовском преподавании в статье рассматривается актуальная проблема создания мотивации к изучению русского языка как иностранного (РКИ) в вузе на основе использования различных учебных текстов. Основной источник развития мотивации учащихся, отражающей личностный смысл учения и влияющий на все виды деятельности студента, мы видим в применении приемов технологии критического мышления через текстовую деятельность, проявляющуюся в проблемном лингвистическом комментировании и анализе текста. // In connection with the increased attention to the search for innovative technologies, non-standard forms and methods of teaching in university teaching, the article discusses the urgent problem of creating motivation for learning Russian as a foreign language (RFL) at a university based on the use of various educational texts. We see the main source of development of student motivation, reflecting the personal meaning of learning and influencing all types of student activities, in the application of techniques of critical thinking technology through effective textual activity, manifested in problematic linguistic commenting and text analysis.

Авторы: Л. А. Маденян

Раздел: Проектирование современных образовательных технологий в системе общего, дополнительного, среднего профессионального и высшего образования

В статье раскрывается роль организации и проведения вузом профильных олимпиад для учащихся старших классов образовательных организаций общего среднего образования. Приводится характеристика заданий, направленных на продвижение научных знаний в области менеджмента, повышение заинтересованности обучающихся в получении экономико-управленческих знаний в своем регионе. // The article reveals the role of organization and conduct of specialized Olympiads by the university for students of high classes of educational organizations of general secondary education. Description of tasks aimed at promoting scientific knowledge in the field of management, increasing the interest of students in obtaining economic and managerial knowledge in their region are given.

Авторы: Н. П. Колпакова, Е. В. Иванова

Раздел: Проектирование современных образовательных технологий в системе общего, дополнительного, среднего профессионального и высшего образования

Статья посвящена формированию предпринимательской культуры школьников и их социально-трудовой адаптации в современных условиях. // The article is devoted to the formation of the entrepreneurial culture of schoolchildren and their social and labor adaptation in modern conditions.

Авторы: А. Л. Иванцевич

Раздел: Проектирование современных образовательных технологий в системе общего, дополнительного, среднего профессионального и высшего образования

Статья посвящена вопросу формирования профессиональных компетенций студентов в процессе изучения биологических дисциплин. Приводятся примеры компетентностно-ориентированных заданий (ситуационных задач и задач открытого типа), направленных на развитие умения применять полученные знания на практике. // The article is devoted to the formation of student’s professional competencies in the process of studying biological disciplines. Examples are given of competency-oriented tasks (situational and open-ended tasks), aimed at developing the ability to apply the acquired knowledge in practice.

Авторы: А. А. Деревинская, Е. В. Жудрик, А. В. Деревинский

Раздел: Проектирование современных образовательных технологий в системе общего, дополнительного, среднего профессионального и высшего образования

В статье рассматривается значение проектной деятельности в воспитательной работе колледжа. Использование проектной деятельности позволяет студентам критически мыслить и максимально развивать свои творческие способности и возможности на каждом этапе выполнения проекта. // The article discusses the importance of project activities in the educational work of the college. The use of project activities allows students to think critically and maximize their creativity and capabilities at each stage of the project.

Авторы: В. В. Гопта

Раздел: Проектирование современных образовательных технологий в системе общего, дополнительного, среднего профессионального и высшего образования

В современном обществе инновационные технологии распространяются практически на все области человеческой деятельности, в том числе в образовании. Образование иногда воспринимается как одна из самых консервативных социальных систем. // In modern society, innovative technologies are applied to almost all areas of human activity, including education. Education is sometimes perceived as one of the most conservative social systems.

Авторы: Ж. Е. Балгужинова, А. К. Ережепова, А. М. Саидов

Раздел: Проектирование современных образовательных технологий в системе общего, дополнительного, среднего профессионального и высшего образования

В статье рассматриваются проблемы подготовки кадров в IT-сфере и пути их решения в свете современных требований работодателя. // The article examines the problems of training in the IT field and ways to solve them in the light of the modern requirements of the employer.

Авторы: А. . Абдуллаев, З. Ю. Мадаминов

Раздел: Проектирование современных образовательных технологий в системе общего, дополнительного, среднего профессионального и высшего образования

Подготовка учащихся к исследовательской деятельности, обучение их умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей образования. В данной статье рассматривается дидактическое сопровождение организации исследовательской деятельности учащихся старшей школы при изучении темы «Показательные уравнения». // Preparing students for research activities, teaching them the skills and abilities of research search becomes the most important task of education. This article discusses the didactic support of the organization of research activities of high school students in the study of the topic «Exponential equations».

Авторы: Л. А. Осипова, А. М. Явлова

Раздел: Проектирование современных образовательных технологий в системе общего, дополнительного, среднего профессионального и высшего образования

Сегодня, в век развития науки и техники, использование информационных технологий имеет первостепенное значение в решении задач модернизации высшего образования и качественной подготовки высококвалифицированных специалистов. // Today, in the age of science and technology, in the development of technologies, the use of information technologies is of paramount importance in solving the problems of modernizing higher education and high-quality training of highly qualified specialists.

Авторы: И. Д. Хабибуллаева

Раздел: Проектирование современных образовательных технологий в системе общего, дополнительного, среднего профессионального и высшего образования