Выпуск №5(80)

Материалы I Всероссийской научно-практической конференции «Искусственный интеллект в образовании. Современные достижения и перспективы применения»

20 сентября 2022 г.

Адаптивные возможности образования на основе ИИ (доступность для лиц с ограниченными возможностями)

В статье рассматриваются возможности и причины применения искусственного интеллекта в современном образовании и онлайн образовании в частности. Приводятся примеры функций искусственного интеллекта в образовательном пространстве. // The article discusses the possibilities and reasons for the use of artificial intelligence in modern education and online education in particular. Examples of artificial intelligence functions in the educational space are given.

Авторы: В. П. Густяхина

Раздел: Адаптивные возможности образования на основе ИИ (доступность для лиц с ограниченными возможностями)

Искусственный интеллект в образовании

В настоящее время для подготовки квалифицированных специалистов, готовых к профессиональному росту, конкурентоспособных на рынке труда, необходимо применение информационно-коммуникационных технологий в процессе формирования профессиональных навыков и ключевых компетенций. Об опыте использования ИКТ в учебном процессе я рассказываю в этой статье. Глобальное внедрение компьютерных технологий во все сферы деятельности человека и формирование новых коммуникаций информационной среды коренным образом преобразовало традиционную систему образования. // Currently, to train qualified specialists ready for professional growth, competitive in the labor market, it is necessary to use information and communication technologies in the process of developing professional skills and key competencies. I talk about the experience of using ICT in the educational process in this article. The global introduction of computer technologies into all spheres of human activity and the formation of new communications in the information environment have radically transformed the traditional education system.

Авторы: И. Д. Хабибуллаева

Раздел: Искусственный интеллект в образовании

Человек – самое сложное явление из всех существующих на Земле, это интересный предмет познания и самопознания. Человек – замечательный результат уникальной социально-культурной революции, поскольку только человек способен к осознанию самого себя, к самопознанию и к преобразованию окружающего мира. // Man is the most complex phenomenon of all existing on Earth, it is an interesting subject of knowledge and self-knowledge. Man is a wonderful result of a unique socio-cultural revolution, since only man is capable of self-awareness, self-knowledge and transformation of the world around him.

Авторы: И. Д. Хабибуллаева

Раздел: Искусственный интеллект в образовании

В статье представлен опыт подбора, систематизации и использования Интернет-ресурсов в процессе изучения курса «Электротехника» на примере темы «Трансформаторы» в учреждениях среднего профессионального образования (СПО). Организация самостоятельной работы с применением различных Интернет-ресурсов способствует лучшему усвоению материала и наибольшей заинтересованности студента в изучении предмета, что отразится на объеме и качестве знаний. // The article presents the experience of selecting, systematizing and using Internet resources in the course of studying «Electrotechnics» on the example of the theme «Transformers» in the institutions of secondary vocational education (SVE). The organization of independent work with the use of various Internet resources contributes to a better mastering of the material and the student's greatest interest in learning the subject, which will affect the amount and quality of knowledge.

Авторы: Ф. М. Сабирова

Раздел: Искусственный интеллект в образовании

В статье рассматриваются современные изменения социально-экономических и политических условий, которые неизбежно изменят требования к системе видеообразования, ее основным компонентам, характеру отношений в ней. Таким образом, видео предназначено для обеспечения совместимости различных видеокомпонентов в образовании. // The article discusses modern changes in socio-economic and political conditions that will inevitably change the requirements for the video education system, its main components, and the nature of relations in it. In this way, video is intended to ensure the compatibility of various video components in education.

Авторы: И. А. Овхунов

Раздел: Искусственный интеллект в образовании

В статье рассматриваются инструментальные средства, применяемые в процессе изучения нейронных сетей. Даются предложения по использованию таких инструментов как язык программирования Python, библиотеки NumPy, mathplotlib, scikit-learn, Keras и Tensorflow, а также среды разработки Jupiter Notebook. // The article discusses the tools used in the process of studying neural networks. Suggestions are made for using tools such as the Python programming language, NumPy, mathplotlib, scikit-learn, Keras and Tensorflow libraries, as well as the Jupiter Notebook development environment.

Авторы: С. Д. Коткин

Раздел: Искусственный интеллект в образовании

Статья даёт характеристику смешанному обучению, а так же, автором рассматриваются возможности применения систем искусственного интеллекта в организации процесса смешанного обучения. Описаны преимущества, структура и особенности смешанного обучения, дается описание возможностей обучения с применением традиционных и электронных методов обучения в вузе. Рассмотрен вопрос выстраивания образовательного процесса с применением современных методов анализа образовательных данных (АОД). // The article characterizes mixed learning, and also, the author considers the possibilities of using artificial intelligence systems in the organization of the mixed learning process. The advantages, structure and features of blended learning are described, and the possibilities of learning using traditional and electronic teaching methods at the university are described. The issue of building the educational process using modern methods of educational data analysis (EDA) is considered.

Авторы: К. В. Галынина

Раздел: Искусственный интеллект в образовании

Статья посвящена обсуждению проблемы использования чат-ботов в учебном процессе. В работе приведены некоторые числовые данные и примеры работ по чат-ботам в области педагогики. Предложен и апробирован методический прием использования голосового ассистента Алиса для повышения интерактивности учебного занятия. Приведены предварительные результаты педагогического эксперимента. Показана важность работ по разработке так называемых «навыков» для голосовых ассистентов. // The article is devoted to discussing the problem of using chatbots in the educational process. The work provides some numerical data and examples of chat bots in the field of pedagogy. The methodological technique of using the Alice voice assistant is proposed and tested to increase the interactivity of the training session. Preliminary results of the pedagogical experiment are given. The importance of the development of the so-called «skills» for voice assistants is shown.

Авторы: А. А. Веряев, Ю. Э. Лозыченко

Раздел: Искусственный интеллект в образовании

Статья посвящена технологиям с ИИ, которые уже всесторонне влияют и будут влиять на образование: Чат-боты, Виртуальная реальность (VR), Система управления обучением (LMS), Робототехника. Приводятся Плюсы и минусы искусственного интеллекта в образовании. Предлагается использовать ИИ в качестве образовательного инструмента, который направляет учащихся к их целям, предоставляя персонализированную обратную связь по домашним заданиям, викторинам и т.д. // The article is devoted to technologies with AI that already comprehensively influence and will influence education: Chatbots, Virtual Reality (VR), Learning Management System (LMS), Robotics. The pros and cons of artificial intelligence in education are given. It is proposed to use AI as an educational tool that guides students towards their goals by providing personalized feedback on homework, quizzes, etc.

Авторы: Т. И. Бадалходжаев

Раздел: Искусственный интеллект в образовании

Организация обучения и методическое обеспечение дисциплины «Основы ИИ»

Статья посвящена особенностям построения учебных заданий по обучению технологиям искусственного интеллекта на основе интеграции проблемного и эвристического обучения. Представлены примеры заданий по применению технологий машинного обучения для анализа данных; компьютерного зрения; обработки естественного языка. Реализация указанных подходов при обучении технологиям искусственного интеллекта может быть осуществлена как в рамках профессиональной подготовки и повышения квалификации профильных педагогических кадров, так и в рамках подготовки к проектной деятельности обучающихся школ. // The article is devoted to the features of the construction of learning tasks for teaching artificial intelligence technologies based on the integration of problem-based and heuristic learning. Examples of tasks on the application of machine learning technologies for data analysis; computer vision; natural language processing. The implementation of these approaches in teaching artificial intelligence technologies can be carried out both as part of professional training and further training for specialized teaching staff, and as part of preparing school students for project activities.

Авторы: К. В. Розов

Раздел: Организация обучения и методическое обеспечение дисциплины «Основы ИИ»

Статья посвящена разработке веб-приложения, предназначенного для обучения основам нейронных сетей. Использовалось два фреймворка – Django и Tenserflow (в том числе библиотека Keras). Приложение содержит функционал для работы с четырьмя сетями разных архитектур и необходимые теоретические материалы о нейросетях, а также руководство пользователя для работы с приложением. // The article is devoted to the development of a web application designed to teach people the basics of neural networks. Two frameworks were used – Django and Tenserflow (including the Keras library). The application contains functionality for working with neural networks of different architectures and the necessary information about them, neural networks in general, the correct use of the application.

Авторы: В. В. Шефер, Е. В. Решетникова

Раздел: Организация обучения и методическое обеспечение дисциплины «Основы ИИ»

В данной статье рассматриваются инструменты, приложения и веб-сервисы, предоставляющие необходимый инструментарий для преподавания основ машинного обучения с применением визуальных языков программирования. // This article discusses tools, applications and web services that provide teachers with the necessary tools for teaching the basics of machine learning using visual programming languages.

Авторы: П. А. Хорошевич

Раздел: Организация обучения и методическое обеспечение дисциплины «Основы ИИ»

В статье описывается опыт обучения студентов разработке чат-ботов с помощью конструкторов (визуальных редакторов) чат-ботов. // The article describes the experience of teaching students to develop chat-bots using constructors (visual editors) of chat-bots.

Авторы: А. Н. Дробахина

Раздел: Организация обучения и методическое обеспечение дисциплины «Основы ИИ»

Персонализированное обучение на основе ИИ (микросреда образования, интернет площадки и обратная связь)

В статье рассмотрены возможности, ранее разработанного нами метода когнитивного моделирования педагогических ситуации для развития систем ИИ в образовании. Показана целесообразность и адекватность метода для решения соответствующих педагогических задач. // The article considers the possibilities of the previously developed method of cognitive modeling of pedagogical situations for the development of AI systems in education. The expediency and adequacy of the method for solving the corresponding pedagogical problems is shown.

Авторы: М. С. Можаров, А. Э. Можарова

Раздел: Персонализированное обучение на основе ИИ (микросреда образования, интернет площадки и обратная связь)

В данной статье рассматривается применение методов и инструментов искусственного интеллекта в области автоматизированного обучения. // This article discusses the application of methods and tools of artificial intelligence in the field of automated learning.

Авторы: И. Д. Хабибуллаева, Ш. М. Мадаминов

Раздел: Персонализированное обучение на основе ИИ (микросреда образования, интернет площадки и обратная связь)

Статья посвящена проблеме поиска научных материалов при изучении какого–либо раздела науки. В работе представлен проект системы, с помощью которой обучающийся сможет искать научные материалы, которые соответствуют его научным интересам. // The article is devoted to the problem of searching for scientific materials in the study of any aspect of science. The paper presents a project of a system by which the student will be able to search for scientific materials that correspond to his scientific interests.

Авторы: Е. В. Решетникова, М. С. Амлин

Раздел: Персонализированное обучение на основе ИИ (микросреда образования, интернет площадки и обратная связь)

В статье рассмотрены вопросы подготовки бакалавров педагогического образования к использованию в будущей профессиональной деятельности программ и сервисов на основе искусственного интеллекта. Представлен краткий анализ передовых отечественных разработок в направлении применения искусственного интеллекта в образовании. // The article deals with the issues of preparing bachelors of pedagogical education to use programs and services based on artificial intelligence in their future professional activities. A brief analysis of advanced domestic developments in the direction of the use of artificial intelligence in education is presented.

Авторы: И. В. Сликишина

Раздел: Персонализированное обучение на основе ИИ (микросреда образования, интернет площадки и обратная связь)

Эффективность и управление ресурсами с использованием ИИ

Статья посвящается проблеме повышения эффективности управления системой высшего образования, а именно, главному критерию его качества – благополучному трудоустройству выпускников вузов. Основной акцент в исследовании делается на изучении возможности использования технологии обработки массивов больших неструктурированных данных о вакансиях в сети Интернет. // The article is devoted to the problem of increasing the efficiency of higher education management, namely, the main criterion of its quality - the successful employment of university graduates. The main focus of the study is on studying the possibility of using the technology for processing arrays of large unstructured data about vacancies on the Internet.

Авторы: Л. А. Кадирова

Раздел: Эффективность и управление ресурсами с использованием ИИ