Выпуск №1(82)
Материалы XVII Международной научно-практической конференции «Технологическое обучение школьников и профессиональное образование в России и за рубежом»
30 января 2023 г.
Достижение учителей и обучающихся: трансляция передового педагогического опыта в образовательной области «Технология»
Статья посвящена проблеме архитектурного макетирования на уроках технического труда. Приводятся примеры изделий, которые рекомендуется разрабатывать и изготавливать с обучающимися в рамках инвариантного и вариативного разделов школьной программы, по предмету «Трудовое обучение. Технический труд» с целью развития интереса к творчеству. // The article is devoted to the problem of architectural layout in the lessons of technical work. Examples of products that are recommended to be developed and manufactured with students within the invariant and variable sections of the school curriculum, on the subject of «Labor training. Technical work» in order to develop interest in creativity.
Авторы: А. Я. Астрейко, И. И. Клабук, А. С. Молостов, В. А. Семененко
Раздел: Достижение учителей и обучающихся: трансляция передового педагогического опыта в образовательной области «Технология»
Научно-методические достижения в сфере технологической подготовки школьников и студентов
В данной работе произведен обзор документации по организации и проведению Национальной технологической олимпиады. А также отмечается участие профессорско-преподавательского состава кафедры информатики и общетехнических дисциплин КГПИ «КемГУ» в разработке материалов для обучающего блока и практических заданий профиля Технологическое мейкерство. // In this paper, a review of the documentation on the organization of the state technological Olympiad is made. As well as the participation of the faculty of the Department of Informatics and General Technical Disciplines of the KHPI "KemSU" in the development of materials for the training block and practical tasks of the profile Technological design.
Авторы: И. В. Сликишина
Раздел: Научно-методические достижения в сфере технологической подготовки школьников и студентов
Проблемы, состояние и перспективы развития среднего и высшего профессионального образования
Статья посвящена проблеме симуляционного обучения сердечно-легочной реанимации при подготовке к аккредитации врачей после окончания программы профессиональной переподготовки. Авторы анализируют влияние стресса на вегетативное и эмоциональное состояние врачей во время обучения. Применяя дебрифинг с использование элементов когнитивно-поведенческой терапии, авторам удается снизить тревожность обучающихся и обеспечить успешное прохождение аккредитации специалистами. // The article is devoted to simulation training in cardiopulmonary resuscitation in preparation for accreditation of doctors who have completed a professional retraining program. The authors analyze the effect of stress on the vegetative and emotional state of doctors during training. Using debriefing with elements of cognitive behavioral therapy, the authors reduce students' anxiety and ensure successful accreditation specialists.
Авторы: Е. В. Самсонова, А. В. Шеметов
Раздел: Проблемы, состояние и перспективы развития среднего и высшего профессионального образования
Цель: рассмотреть возможность использования синквейнов в процессе изучения анатомии студентами факультета физической культуры. Исследование проведено со студентами 1 курса на занятии по теме «Позвоночный столб». Методику применяли в три этапа: 1) учебной группой составили синквейн «Позвоночный столб»; 2) каждый студент составил синквейн, характеризующий отдел позвоночника; 3) обсудили составленные синквейны. Cоставлено шесть синквейнов. Студенты работали с интересом, продемонстрировали знание анатомической терминологии, функции описываемых структур, целостное представление о каждой структуре, позвоночнике в целом, умение работать в команде. Заключение. Синквейн может быть успешно применен при изучении естественных дисциплин. // The aim is to consider the possibility of using cinquain in the process of studying anatomy by students of Physical Education’s Faculty. The study was conducted with first year students in a lesson on the «Spinal column» topic. The technique was applied in three stages: 1) the whole group made up the cinquain «Spinal column»; 2) each student made a cinquain characterizing one section of the spine; 3) compiled cinquains were discussed. Students worked with interest, demonstrated knowledge of anatomical terminology, the described structures’ functions, a holistic view of each structure, the spine as a whole, and the ability to work in team.
Авторы: Н. Г. Коновалова
Раздел: Проблемы, состояние и перспективы развития среднего и высшего профессионального образования
В статье представлены аналитические аспекты современного материаловедения при изучении дисциплины. Приводятся примеры практических работ, связанных с исследованием структуры и свойств материалов, обеспечением перехода в макроструктуру, а также способов обработки и получения опытных результатов. Показано, что применение различных электронных средств, как на этапе усвоения информации, так и на этапе выполнения работы и её математического анализа, способствует лучшему усвоению материала и наибольшей заинтересованности студентов в изучении учебной дисциплины, что отразится на объеме и качестве знаний. // The article presents the analytical aspects of modern materials science in the study of the discipline. Examples of practical work related to the study of the structure and properties of materials, ensuring the transition to the macrostructure, as well as methods of processing and obtaining experimental results are given. It is shown that the use of various electronic means, both at the stage of assimilation of information and at the stage of performing work and its mathematical analysis, contributes to better assimilation of the material and the greatest interest of students in studying the academic discipline, which will affect the volume and quality of knowledge.
Авторы: Д. А. Зерница, Е. Н. Галенко
Раздел: Проблемы, состояние и перспективы развития среднего и высшего профессионального образования
В статье анализируются перспективы развития системы образования в условиях постиндустриального общества, увеличении значимости информационных ресурсов и теоретического знания как базовых составляющих социально-экономического прогресса. Актуализируется значение системы образования в формировании социокультурной реальности, социально-экономических отношений, основанных на высокоинтеллектуальном труде и профессиональной самореализации человека. // The article analyzes the prospects for the development of the education system in a post-industrial society, increasing the importance of information resources and theoretical knowledge as the basic components of socio-economic progress. The importance of the education system in the formation of socio-cultural reality, socio-economic relations based on highly intellectual work and professional self-realization of a person is updated.
Авторы: О. С. Дорофеева
Раздел: Проблемы, состояние и перспективы развития среднего и высшего профессионального образования
Статья посвящена проблеме развития познавательной активности школьников в процессе подготовки к предметной олимпиаде по техническому труду. Приводятся примеры заданий, направленных на развитие познавательной активности: графических, конструкторских, технологических. Предлагаются приемы формирования соответствующих умений при решении технико-технологических задач. // The article is devoted to the problem of development of cognitive activity of schoolchildren in the process of preparation for the subject Olympiad in technical labor. Examples of tasks aimed at the development of cognitive activity are given: graphic, design, technological. Methods of formation of appropriate skills in solving technical and technological problems are proposed.
Авторы: С. Н. Гладкий, А. И. Атрошкин, П. С. Козловский
Раздел: Проблемы, состояние и перспективы развития среднего и высшего профессионального образования
Статья посвящена вопросам профессионального образования в России и Германии. Рассмотрены современные тенденции профессионального образования в этих странах, существующие проблемы и подходы к их решению. Отражены изменения в системе профессионального образования в России и его особенности в Германии. // The article is devoted to the issues of vocational education in Russia and Germany. The current trends of vocational education in these countries, existing problems and approaches to their solution are considered. Changes in the system of vocational education in Russia and its features in Germany are reflected.
Авторы: Т. В. Киселева, А. Г. Дорошенко, А. А. Гагельганц
Раздел: Проблемы, состояние и перспективы развития среднего и высшего профессионального образования
В статье рассматривается вопрос о важности правильной мотивации студентов в процессе обучения, рассмотрены виды мотивации, а также проведен опрос среди студентов с целью выяснения мотивации к обучению и занятия студенческой деятельностью. // The article discusses the importance of the correct motivation of students in the learning process, the types of motivation are considered, and a survey was conducted among students in order to determine the motivation for learning and engaging in student activities.
Авторы: М. Ю. Кропотова, Е. А. Безродная
Раздел: Проблемы, состояние и перспективы развития среднего и высшего профессионального образования
Статья посвящена проблеме развития учреждения среднего специального образования. Описывается разработанный и реализованный на практике проект «Взаимодействие учреждений высшего и среднего специального образования с использованием инновационных форм (сетевого ресурсного центра)», направленный на разработку, научное обоснование и практическую апробацию модели сетевого взаимодействия в виртуальном образовательном пространстве учреждений высшего и среднего специального образования. // The article is devoted to the problem of development of institutions of secondary specialized education. The project «Interaction of institutions of higher and secondary specialized education using innovative forms (network resource center)», developed and implemented in practice, is described, aimed at developing, scientific substantiation and practical testing of a model of network interaction in the virtual educational space of institutions of higher and secondary specialized education.
Авторы: Е. С. Астрейко
Раздел: Проблемы, состояние и перспективы развития среднего и высшего профессионального образования
Современные педагогические и информационные технологии в образовательном процессе
В статье раскрыто значение умений у обучающихся работы с графическим учебным материалом при выполнении заданий по контролю естественнонаучной грамотности, а также выделяются методические рекомендации для успешного усвоения правил работы с графиками, таблицами, схемами и диаграммами на примере учебного предмета биологии. // The article reveals the importance of students' skills in working with graphic educational material when performing tasks to control natural science literacy, as well as methodological recommendations for the successful assimilation of the rules of working with graphs, tables, diagrams and diagrams on the example of a biology subject.
Авторы: В. А. Талкина
Раздел: Современные педагогические и информационные технологии в образовательном процессе
В статье приведено описание подхода и примеров дидактических материалов для обучения школьников по дисциплине Технология, в рамках модуля «3D-моделирование, прототипирование, макетирование», предлагаемого стандартом основного общего образования. Данный подход подразумевает особую интегративность 3D-моделирования для образовательной области Технология и подразумевает развитие творческой активности обучающихся, организации их проектной деятельности, построении занятий в виде комплекса профессиональных проб, активной реализации межпредметных и внутрипредметных связей в процессе обучения. В статье приведены материалы для 5-6 классов на основе программы Тинкеркад. // The article describes the approach and examples of didactic materials for teaching schoolchildren in the discipline of Technology, within the module «3D modeling, prototyping, prototyping», offered by the standard of basic general education. This approach implies a special integrativity of 3D modeling for the educational field of Technology and implies the development of creative activity of students, the organization of their project activities, the construction of classes in the form of a set of professional tests, the active implementation of interdisciplinary and intrasubject connections in the learning process. The article contains materials for grades 5-6 based on the Tinkercad program.
Авторы: М. С. Можаров, А. Э. Можарова
Раздел: Современные педагогические и информационные технологии в образовательном процессе
Данная статья обусловлена важнейшей ролью в использовании инновационной технологии «Языковой Портфель» на начальной ступени обучения иностранному языку в современной школе. // This article is due to the crucial role in using the innovation technology «Language Portfolio» in a primary stage of foreign language teaching in modern school.
Авторы: Ю. М. Лопатова
Раздел: Современные педагогические и информационные технологии в образовательном процессе
Статья посвящена тестовой технологии. Дана классификация тестов. Приводятся примеры различных видов тестовых заданий. // The article is devoted to the test technology. The classification of tests is given. Examples of various types of test tasks are given.
Авторы: Т. В. Королева, Н. М. Мельникова
Раздел: Современные педагогические и информационные технологии в образовательном процессе
Статья посвящена описанию практики реализации функциональной грамотности на уроках технологии в начальной школе. В работе подобраны задания из рабочей тетради УМК «Перспектива», которые учитель может использовать в реализации различных составляющих функциональной грамотности. // The article is devoted to the description of the practice of implementing functional literacy in technology lessons in elementary school. In the work, tasks were selected from the workbook of the EMC «Perspective», which the teacher can use in the implementation of various components of functional literacy.
Авторы: О. В. Фурина, Т. С. Климова, И. А. Гончарова, И. В. Башлыкова
Раздел: Современные педагогические и информационные технологии в образовательном процессе
В статье представлен опыт организации обучения учителей технологии 3D-печати на интенсив-курсе «Основы робототехники и аддитивных технологий». Представлена структура и содержание курса, сделаны выводы об эффективности предлагаемого подхода к обучению. // The article presents the experience of organizing the training of teachers in 3D printing technology at the intensive course «Fundamentals of Robotics and Additive Technologies». The structure and content of the course are presented, conclusions are drawn about the effectiveness of the proposed approach to learning.
Авторы: А. Н. Дробахина
Раздел: Современные педагогические и информационные технологии в образовательном процессе
Статья посвящена возможностям использования интерактивных методов обучения на уроках технологии. Приводятся конкретные примеры использования интерактивных методов. // The article is devoted to the possibilities of using interactive teaching methods in technology lessons. Specific examples of the use of interactive methods are given.
Авторы: В. П. Густяхина
Раздел: Современные педагогические и информационные технологии в образовательном процессе
Статья анализирует актуальную на сегодняшний день проблему повышения эффективности обучения физике согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта. Изучены требования образовательной программы по новому образовательному стандарту. Затронута актуальная проблема несоответствия имеющихся методик обучения стандартам второго поколения. Автором представлен авторский подход к оценке усвоения новых физических знаний, представляющий собой систему уровней, каждый из которых взаимосвязан. Проанализированы особенности экспериментальной деятельности в условиях смешанного обучения. // The article analyzes the current problem of improving the effectiveness of teaching physics in accordance with the requirements of the Federal State Educational Standard. The requirements of the educational program according to the new educational standard have been studied. The actual problem of non-compliance of existing teaching methods with the standards of the second generation is touched upon. The author presents the author's approach to assessing the assimilation of new physical knowledge, which is a system of levels, each of which is interconnected. The features of experimental activity in conditions of blended learning are analyzed.
Авторы: К. В. Галынина
Раздел: Современные педагогические и информационные технологии в образовательном процессе
В статье рассматривается практический опыт применения экспериментов на уроках физики. // The article discusses the practical experience of using experiments in physics lessons.
Авторы: М. В. Воронцова
Раздел: Современные педагогические и информационные технологии в образовательном процессе
В статье рассматривается возможный вариант формирования критического и системного мышление у учащихся старшей школы. Процесс формирования осуществляется посредством элективного математического курса «Финансовая математика», реализуемого с помощью цифровых образовательных ресурсов. Представлены контрольно-измерительные материалы, позволяющие определить уровень сформированности критичности и системности мышления до прохождения основной программы курса и после. Произведен сравнительный анализ результатов тестирований. // The article discusses a possible option for the formation of critical and systemic thinking in high school students. The formation process is carried out through an elective mathematical course "Financial Mathematics", implemented with the help of digital educational resources. Control and measuring materials are presented that allow determining the level of formation of criticality and systematic thinking before and after the completion of the main course program. A comparative analysis of the test results was carried out.
Авторы: А. В. Фомина, О. Ю. Воробьева
Раздел: Современные педагогические и информационные технологии в образовательном процессе
В данной статье рассмотрены традиции и инновации в формировании ИКТ-компетенции современного подростка. // This article discusses the traditions and innovations in the formation of ICT-competence of the modern teenager.
Авторы: И. В. Валеева
Раздел: Современные педагогические и информационные технологии в образовательном процессе
В статье рассмотрен вопрос применения индивидуальной образовательной траектории в рамках дисциплины, как инструмента повышающего качество образования. Раскрываются понятие и сущность индивидуализации образования. Автор представляет опыт реализации индивидуальной образовательной траектории на примере дисциплины «Электротехника и электроника». Представлен результат проведенного педагогического эксперимента. // The article considers the issue of using an individual educational trajectory within the discipline as a tool to improve the quality of education. The concept and essence of the individualization of education are revealed. The author presents the experience of implementing an individual educational trajectory on the example of the discipline «Electrical Engineering and Electronics». The result of the conducted pedagogical experiment is presented.
Авторы: Н. С. Бодруг
Раздел: Современные педагогические и информационные технологии в образовательном процессе
Цифровая трансформация технологической подготовки – совмещение традиций и инноваций
Статья посвящена проблеме отбора содержания модулей предмета «Технология» в общеобразовательной школе. Приводится пример модуля программы «3-D дизайн в интерьере и ландшафте», который в полной мере призван создать условия для получения опыта персонифицированного действия, трудового воспитания в процессе разработки технологических решений, а так же введение в мир профессий. // The article is devoted to the problem of selecting the content of modules of the subject «Technology» in a secondary school. An example of the module of the program «3-D design in the interior and landscape» is given, which is fully designed to create conditions for obtaining the experience of personalized action, labor education in the process of developing technological solutions, as well as an introduction to the world of professions.
Авторы: И. В. Шувалова
Раздел: Цифровая трансформация технологической подготовки – совмещение традиций и инноваций
В статье рассматривается организация программирования микроконтроллеров на платформе Arduino. Даются предложения по использованию в учебном процессе таких инструментальных средств как язык программирования Scratch и эмулятор электронных схем Tinkercad. // The article discusses the organization of programming microcontrollers on the Arduino platform. Suggestions are made on the use in the educational process of such tools as the Scratch programming language and the electronic circuit emulator Tinkercad.
Авторы: С. Д. Коткин
Раздел: Цифровая трансформация технологической подготовки – совмещение традиций и инноваций