Выпуск №2(83)
Материалы VII Международной очно-заочной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы современного образования: практика вуза и школы», Ч. 1
30 марта 2023 г.
Использование информационно-коммуникационных технологий в общем, дополнительном, среднем профессиональном и высшем образовании
Статья посвящено подготовке учащихся к ЕГЭ по информатике. Разбираются различные способы решения задачи № 14 с одной переменной. Рекомендуется учителям информатик, готовящих учеников к экзаменам. // The article is devoted to the preparation of students for the exam in computer science. Different ways of solving problem No. 14 with one variable are analyzed. Recommended for computer science teachers preparing students for exams.
Авторы: О. А. Соседко, Е. В. Соседко
Раздел: Использование информационно-коммуникационных технологий в общем, дополнительном, среднем профессиональном и высшем образовании
В статье выделяются основные факторы влияющие на успешность организации образовательной деятельности в условиях дистанционного формата. // This article determines the main factors affecting the process of successful of distance learning organization.
Авторы: Т. А. Павлова
Раздел: Использование информационно-коммуникационных технологий в общем, дополнительном, среднем профессиональном и высшем образовании
В статье описывается опыт использования ИКТ в преподавании дисциплины «Информатика с методикой преподавания». Приводится пример оптимального сочетания теории и практики, совместное использование средств ИКТ и метода интерактивных ролевых игр. // The article describes the experience of using ICT in teaching the discipline «Computer Science with teaching methods». An example of an optimal combination of theory and practice, the joint use of ICT tools and the method of interactive role-playing games is given.
Авторы: Е. В. Некрасова
Раздел: Использование информационно-коммуникационных технологий в общем, дополнительном, среднем профессиональном и высшем образовании
Статья посвящена проблеме изучения создания трехмерных персонажей в образовательном цикле среднего профессионального образования. Приводятся основные элементы при создании 3D-персонажей, способы их использования, программное обеспечение для их создания, а также роль данной темы в программе СПО по специальности «Дизайн». // The article is devoted to the problem of studying the creation of three-dimensional characters in the educational cycle of secondary vocational education. The main elements in the creation of 3D characters, how to use them, software for their creation, as well as the role of this topic in the free software program in the specialty «Design» are given.
Авторы: А. А. Молчанов, А. И. Долматов
Раздел: Использование информационно-коммуникационных технологий в общем, дополнительном, среднем профессиональном и высшем образовании
В статье рассматривается вопрос использования информационно-коммуникационных технологий в дипломном проектировании. Приведен пример программного обеспечения, которое позволит разработать дипломный проект и подготовить демонстрационные материалы для его защиты. // The article discusses the use of information and communication technologies in diploma design. An example of software that will allow you to develop a diploma project and prepare demonstration materials for its defense is given.
Авторы: А. В. Ляпков, Ю. А. Продеева, О. В. Ролдугина, С. И. Рыбакова
Раздел: Использование информационно-коммуникационных технологий в общем, дополнительном, среднем профессиональном и высшем образовании
Цель данной статьи представить возможности работы с онлайн-досками во время учебного процесса. Даётся обоснование использование таких ресурсов в рамках становления и развития цифрового образовательного процесса. // The purpose of this article is to present the possibilities of working with online whiteboards during the educational process. The rationale for the use of such resources in the framework of the formation and development of the digital educational process is given.
Авторы: М. В. Глазырина, И. А. Лимонова
Раздел: Использование информационно-коммуникационных технологий в общем, дополнительном, среднем профессиональном и высшем образовании
Статья посвящена проблеме интеграции ИКТ в высшее образование и изучению роли технологий в развитии творчества и мотивации студентов. Приводятся примеры о том, как использовать и применять различные технологии, а также о влиянии ИКТ на личность и общество. Предлагаются средства связи между технологиями и развитием творчества студентов. // The article is devoted to the problem of integrating ICT into higher education and to study the role of technology in the development of creativity and motivation of students. Examples are given on how to use and apply different technologies, as well as on the impact of ICTs on the individual and society. The means of communication between technologies and the development of students' creativity are proposed.
Авторы: Т. И. Бадалходжаев
Раздел: Использование информационно-коммуникационных технологий в общем, дополнительном, среднем профессиональном и высшем образовании
Эта статья о необходимости перехода от традиционных форм обучения, направленных в первую очередь на накопление определенных знаний, умений и навыков, к использованию современных компьютерных, а точнее информационно-коммуникационных технологий, которые позволяют гораздо эффективнее собирать, обрабатывать и передавать информацию, самостоятельно работать и самообучаться, качественно меняют содержание, методы и организационные формы обучения. // This article is about the need to move from traditional forms of learning, which are primarily aimed at the accumulation of certain knowledge, skills and abilities, to the use of modern computer, or rather, information and communication technologies that allow a much more efficient collection, processing and transfer of information, independent work and self-education, qualitatively change the content, methods and organizational forms of learning.
Авторы: С. С. Авотина
Раздел: Использование информационно-коммуникационных технологий в общем, дополнительном, среднем профессиональном и высшем образовании
Обучение и воспитание школьников в контексте современных проблем и перспектив образования (в том числе для обучающихся с ОВЗ)
В данной статье отражены особенности связной монологической речи младших школьников с ОНР III уровня, указаны основные направления логопедической работы по формированию связной монологической речи с использованием мультфильмов, представлены рекомендации к подбору мультипликационных фильмов и проведению занятий с их использованием. // This article reflects the features of coherent monological speech of younger schoolchildren with general speech underdevelopment of level III, indicates the main directions of speech therapy work on the formation of coherent monological speech using cartoons, provides recommendations for the selection of animated films and conducting classes using them.
Авторы: С. С. Шевченко
Раздел: Обучение и воспитание школьников в контексте современных проблем и перспектив образования (в том числе для обучающихся с ОВЗ)
Статья посвящена обновлению содержания рабочих программ предметной области «Технология» в рамках реализации мероприятий федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование», созданию современных условий для обучения и воспитания обучающихся с интеллектуальной недостаточностью. // The article is devoted to updating the content of the work programs of the subject area «Technology» in the framework of the implementation of the activities of the federal project «Modern School» of the national project «Education», the creation of modern conditions for the education and upbringing of students with intellectual disabilities.
Авторы: Е. А. Чудинова
Раздел: Обучение и воспитание школьников в контексте современных проблем и перспектив образования (в том числе для обучающихся с ОВЗ)
В статье представлен опыт привлечения младших школьников к проектной деятельности. Данная работа направлена на развитие поисково-познавательной деятельности обучающихся, протекающей в форме экспериментальных действий. Проектная деятельность создает условия, позволяющие каждому ребенку реализовать свою познавательную активность. // The article presents the experience of involving younger students in project activities. This work is aimed at developing the search and cognitive activity of students, proceeding in the form of experimental actions. Project activity creates conditions that allow each child to realize their cognitive activity.
Авторы: Н. В. Пищенюк, С. В. Цымбал, И. Д. Еремина
Раздел: Обучение и воспитание школьников в контексте современных проблем и перспектив образования (в том числе для обучающихся с ОВЗ)
В статье представлен опыт работы по составлению специальной индивидуальной программы развития для обучающихся с умеренной, тяжелой или глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями развития. // The article presents the experience of working with a special individual development program for students with moderate, severe or profound mental retardation, with severe and multiple developmental disabilities.
Авторы: И. Ю. Бретенкова
Раздел: Обучение и воспитание школьников в контексте современных проблем и перспектив образования (в том числе для обучающихся с ОВЗ)
Проблемы и перспективы современного физико-математического образования
В статье рассматриваются нестандартные математические задачи, их роль в школьном курсе математики и при подготовке к единому государственному экзамену. Спроектирован факультативный курс по решению нестандартных задач при подготовке к ЕГЭ. Проведен эксперимент для оценки эффективности факультативного курса. // The article discusses non-standard mathematical problems, their role in the school course of mathematics and in preparation for the unified state exam. An optional course was designed to solve non-standard problems in preparation for the exam. An experiment was conducted to evaluate the effectiveness of the optional course.
Авторы: А. В. Фомина, Н. В. Алалыкина
Раздел: Проблемы и перспективы современного физико-математического образования
Статья посвящена проблеме реализации прикладной направленности математики в условиях профильного обучения, а также приведены примеры задач, которые способствуют изучению математике в условиях профильного обучения. // The article is devoted to the problem of implementing the applied orientation of mathematics in the conditions of specialized training, and also provides examples of tasks that contribute to the study of mathematics in the conditions of specialized training.
Авторы: Т. А. Долматова, К. А. Филонова
Раздел: Проблемы и перспективы современного физико-математического образования
В статье актуализируется проблема формирования исследовательских умений математической деятельности учащихся 7 – 9 классов. Приведены примеры конструкторов заданий, направленных на развитие таких умений. Показана возможность проектирования учебного исследования на примере задачи с параметром, каждый этап которого позволяет реализовать процесс формирования или диагностики структурных элементов исследовательских умений школьников. // The article actualizes the problem of formation of research skills of mathematical activity of students of grades 7-9. Examples of task designers aimed at developing such skills are given. The possibility of designing an educational study is shown on the example of a problem with a parameter, each stage of which allows the process of forming or diagnosing structural elements of students' research skills.
Авторы: Е. В. Позднякова, В. В. Пичугова
Раздел: Проблемы и перспективы современного физико-математического образования
Статья посвящена проблеме выбора и применения учителем цифровых образовательных ресурсов при обучении решению тригонометрических уравнений и неравенств на уроках алгебры в старших классах. В статье актуализируется проблема проектирования учителями собственных электронных ресурсов. Приведен пример веб-квеста и самостоятельной работы в ЦОС. // The article is devoted to the problem of choosing and using digital educational resources by a teacher when teaching to solve trigonometric equations and inequalities in high school algebra lessons. The article actualizes the problem of teachers designing their own electronic resources. An example of a web quest and independent work is given.
Авторы: А. В. Фомина, И. С. Пазухина
Раздел: Проблемы и перспективы современного физико-математического образования
В статье актуализируется проблема формирования математической грамотности и метапредметных умений обучающихся основной школы. Представлено тематическое планирование элективного курса для 8 класса «Дивергент в стране “Математика”», ядром которого являются задачи дивергентного типа. Приводится пример дивергентной задачи с несформулированным вопросом «Марианская впадина» из серии «Математик в мире неразгаданных тайн». Выделены преимущества использования таких задач в математической подготовке школьников. // The article actualizes the problem of the formation of mathematical literacy and meta-subject skills of primary school students. The thematic planning of the elective course for the 8th grade «Divergent in the country of “Mathematics”» is presented, the core of which are divergent type problems. An example of a divergent problem with an unformulated question «Mariana Trench» from the series «Mathematician in the world of unsolved mysteries» is given. The advantages of using such tasks in the mathematical training of schoolchildren are highlighted.
Авторы: Е. В. Позднякова, Е. А. Князева
Раздел: Проблемы и перспективы современного физико-математического образования
Активные методы обучения находят применение не только для организации процесса обучения, но и могут эффективно использоваться при подготовке к ЕГЭ по математике. В данной статье рассмотрена возможность применения учебных исследований в ходе подготовки к решению задания № 10 КИМ ЕГЭ по математике профильного уровня. Авторы раскрывают возможности использования исследовательской карты при выполнении одного из заданий. // Active teaching methods are used not only for the organization of the learning process, but can also be effectively used in preparation for the Unified State Exam in mathematics. This article considers the possibility of applying educational research in preparation for solving task No. 10 of the KIM Unified State Exam in mathematics of the profile level. The authors reveal the possibilities of using a research card when performing one of the tasks.
Авторы: Л. А. Осипова, Д. И. Корнилов
Раздел: Проблемы и перспективы современного физико-математического образования
Статья посвящена проблеме наличия регионального компонента в учебниках школьного курса математики. Авторами проанализированы учебники 5-6 классов по математике, рассмотрены примеры практико-ориентированных задач с региональным компонентом, а также составлены рекомендации к алгоритму добавления регионального компонента в практико-ориентированные задачи. // The article is devoted to the problem of the presence of a regional component in the textbooks of the school course of mathematics. The authors analyzed textbooks of grades 5-6 in mathematics, considered examples of practice-oriented tasks with a regional component, and also compiled recommendations for an algorithm for adding a regional component to practice-oriented tasks.
Авторы: Н. А. Нонь, С. А. Опарина
Раздел: Проблемы и перспективы современного физико-математического образования
В статье актуализируется проблема оценивания математической грамотности обучающихся основной школы и определение уровней ее развития. В качестве основного средства диагностики предлагается метапредметное задание, составленное из серии разноуровневых практико-ориентированных задач, объединенных общим сюжетом. Приведен пример такой задачи и критерии ее оценивания для учеников 9 класса. // The article actualizes the problem of assessing the mathematical literacy of primary school students and determining the levels of its formation. As the main diagnostic tool, a meta-subject task is proposed, composed of a series of multi-level practice-oriented tasks united by a common plot. An example of such a task and its evaluation criteria for 9th grade students are given.
Авторы: Е. В. Позднякова, Г. А. Малышенко
Раздел: Проблемы и перспективы современного физико-математического образования
В статье актуализируется проблема формирования математической грамотности обучающихся основной школы с помощью практико-ориентированных заданий с региональным компонентом. Приведен пример авторского кейса «Путешествие» для учеников седьмого класса, где контекст задания подразумевает личную жизнь учащихся в родном для них регионе – Кузбассе. Предлагается идея структуры кейса, направленного не только на развитие математической грамотности, но и творческих способностей школьников. // The article actualizes the problem of the formation of mathematical literacy of primary school students with the help of practice-oriented tasks with a regional component. An example of the author's case «Journey» for seventh grade students is given, where the context of the task implies the personal life of students in their native region – Kuzbass. The idea of a case structure aimed not only at the development of mathematical literacy, but also the creative abilities of schoolchildren is proposed.
Авторы: Е. В. Позднякова, Т. Е. Лысенко
Раздел: Проблемы и перспективы современного физико-математического образования
Статья посвящена проблеме взаимосвязи предметов физика, математика с предметами профессионального и межпредметных циклов. Для решения данной проблемы приводятся примеры интегрированных занятий и заданий, которые помогают установить межпредметные связи. // The article is devoted to the problem of the relationship of the subjects of physics, mathematics with subjects of professional and interdisciplinary cycles. To solve this problem, examples of integrated classes and tasks are given that help to establish interdisciplinary connections.
Авторы: Я. А. Бойчук, Е. М. Рыженкова
Раздел: Проблемы и перспективы современного физико-математического образования
Проектирование современных образовательных технологий в системе общего, дополнительного, среднего профессионального и высшего образования
В данной статье рассматриваются способы структурирования информации при работе с текстами. В качестве эффективного инструмента обучения мы предлагаем метод когнитивного картирования, который основан на выявлении ключевых идей и логических связей внутри текста. Использование этого метода позволяет структурировать текст и увидеть, как фрагменты информации взаимосвязаны. Наиболее часто используемыми графическими органайзерами являются стори-мэп, диаграмма Венна, карта истории и другие. Механизм их обучения основан на сворачивании информации в тезисный план, что позволяет студентам активно усваивать и обрабатывать информацию, учит мысленному анализу и формирует умение организовывать и структурировать любой материал. // This article discusses the ways of structuring information when working with texts. As an effective learning tool, we propose a method of cognitive mapping, which is based on the identification of key ideas and logical connections within the text. Using this method allows you to structure the text and see how the fragments of information are interconnected. The most commonly used graphic organizers are mindmap, Venn diagram, story map and others. The mechanism of their education is based on the folding of information to a thesis plan, which allows students to actively assimilate and process information, teaches mental analysis and forms the ability to organize and structure any material.
Авторы: Л. А. Кадирова, Л. А. Сиразетдинова
Раздел: Проектирование современных образовательных технологий в системе общего, дополнительного, среднего профессионального и высшего образования
Статья посвящена проблеме формулировки методических рекомендаций для студентов образовательных организаций высшего образования по развитию технического мышления. Приведены различные направления работы по развитию технического мышления. // The article is devoted to the problem of formulation of methodological recommendations for students of educational institutions of higher education on the development of technical thinking. Various directions of work on the development of technical thinking are given.
Авторы: М. В. Данилов
Раздел: Проектирование современных образовательных технологий в системе общего, дополнительного, среднего профессионального и высшего образования
В статье рассмотрен практический вопрос разработки технологической карты на примере дисциплины «Электротехника и электроника», реализуемой в смешанном формате обучения. Представлены технологическая карта, рекомендации по ее составлению, основные ее разделы. // The article considers the practical issue of developing a technological map on the example of the discipline «Electrical Engineering and Electronics» implemented in a blended learning format. A technological map is presented, recommendations for its compilation are given, and the main sections are described.
Авторы: Н. С. Бодруг
Раздел: Проектирование современных образовательных технологий в системе общего, дополнительного, среднего профессионального и высшего образования
Формирование и развитие цифровой образовательной среды в контексте цифровизации системы образования
Большинство преподавателей считает создание учебно-методического комплекса скучной рутиной. Однако эта сторона педагогической деятельности важна не меньше, чем живое общение с учащимися, а, если УМК готов, это означает, что составивший его педагог отчетливо видит перед собой весь спланированный процесс, каждый его этап, любое действие. Досконально проработанный учебно-методический комплекс – основа хорошо организованного и эффективного обучения. // Most teachers consider the creation of an educational and methodological complex is a boring chore. However, this aspect of pedagogical activity is no less important than live communication with students, and if the teaching materials are ready, it means that the teacher who compiled them sees clearly the whole planned process, every step of it, every action. A thoroughly developed teaching and learning complex is the basis for well-organized and effective teaching.
Авторы: Д. В. Цепелев, Э. М. Кравченя
Раздел: Формирование и развитие цифровой образовательной среды в контексте цифровизации системы образования
Проектная и исследовательская деятельность занимает особое место в образовательной системе согласно ФГОС. Что общего и чем отличаются проекты от исследовательской деятельности? Успешность исследовательских работ и проектов зависит от множества факторов, в том числе и от уровня развития цифровых компетенций педагога. // Project and research activities occupy a special place in the educational system according to the Federal State Educational Standard. What do projects have in common and how do they differ from research activities? The success of research works and projects depends on many factors, including the level of development of digital competencies of the teacher.
Авторы: И. Н. Терещук
Раздел: Формирование и развитие цифровой образовательной среды в контексте цифровизации системы образования
В статье идет речь об авторской программе, назначение которой расчет и анализ успеваемости любой учебной группы по дисциплине для ВУЗов и СУЗов. Программа для ЭВМ позволяет производить расчёт среднего балла по количеству сдававших человек конкретную дисциплину; качественный показатель группы по данной конкретной дисциплине; и др. // The article deals with the author's program, the purpose of which is to calculate and analyze the performance of any study group in a discipline for universities and colleges. The computer program allows you to calculate the average score by the number of people who passed a particular discipline; a qualitative indicator of the group for this particular discipline; etc.
Авторы: Е. В. Прокофьева, О. Ю. Прокофьева, Н. В. Шаркевич
Раздел: Формирование и развитие цифровой образовательной среды в контексте цифровизации системы образования
Новое поколение обучающихся (поколение Z) живёт в цифровой среде, которую формируют цифровые технологии, в том числе образовательно значимые цифровые технологии. Статья посвящена новым цифровым технологиям в образовании, а также раскрываются новые возможности и риски цифровизации. // A new generation of students (generation Z) lives in a digital environment, which is formed by digital technologies, including educationally significant digital technologies. The article is devoted to new digital technologies in education, and also reveals new opportunities and risks of digitalization.
Авторы: Е. В. Панихидина, Ю. С. Плетнева
Раздел: Формирование и развитие цифровой образовательной среды в контексте цифровизации системы образования
В статье рассматривается актуальная проблема совершенствования системы образования с использованием цифровых технологий как важное направление подготовки специалистов. Подробно анализируются все преимущества и недостатки современной цифровизации образовательного процесса подготовки и переподготовки специалистов. Существует два основных подхода к цифровой экономике: классический подход, основанный на цифровых технологиях, и расширенный подход, т.е. экономическое производство с использованием цифровых технологий. Он отражает особенности образовательного процесса, основанного на широком использовании интерактивных и проблемных методов обучения, позволяющих студентам и специалистам разного уровня приобретать навыки анализа цифровых данных, используемые для принятия эффективных управленческих решений. Рассмотрены различные ресурсы, используемые для повышения качества образовательных процессов: учебные, кадровые, функционально-технические, и основные требования к ним в современном образовании. Описаны меры по расширению и углублению использования цифровой экономики в образовании и других сферах профессиональной деятельности. // The article deals with the actual problem of improving the education system using digital technologies as an important area of training. All the advantages and disadvantages of modern digitalization of the educational process of training and retraining of specialists are analyzed in detail. There are two main approaches to the digital economy: the classical approach based on digital technologies and the extended approach, i.e. economic production using digital technologies. It reflects the features of the educational process based on the widespread use of interactive and problem-based teaching methods that allow students and specialists of various levels to acquire digital data analysis skills used to make effective management decisions. Various resources used to improve the quality of educational processes are considered: educational, personnel, functional and technical, and the basic requirements for them in modern education. Measures to expand and deepen the use of the digital economy in education and other areas of professional activity are described.
Авторы: М. К. Мирзаахмедов, М. С. Ибайдуллаев
Раздел: Формирование и развитие цифровой образовательной среды в контексте цифровизации системы образования