Выпуск №4(85)
Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Искусственный интеллект в образовании. Современные достижения и перспективы применения: в генерации знаний, управлении, обучении, оценке результатов обучения и формировании компетенций обучающихся»
22 мая 2023 г.
ИИ при организации здоровьесберегающего образовательного процесса: режим учебы, отдыха, питания, физические нагрузки
В статье проанализированы мобильные приложения, использующие работу искусственного интеллекта для организации здоровьесберегающих мероприятий в процессе обучения, таких как организация режима учебы, отдыха и питания. // The article analyzes mobile applications that use the work of artificial intelligence to organize health-saving activities as organization of study, rest and nutrition.
Авторы: К. С. Читайло
Раздел: ИИ при организации здоровьесберегающего образовательного процесса: режим учебы, отдыха, питания, физические нагрузки
Мониторинг образования с использованием ИИ (качественная аналитика, прогнозирование, надзор в административных целях)
В статье приведены варианты применения нейросетевой модели ChatGPT в качестве вспомогательного инструмента для организации образовательного процесса. // The article presents possibilities of using the ChatGPT neural network model as an auxiliary tool for organizing the educational process.
Авторы: А. И. Читайло
Раздел: Мониторинг образования с использованием ИИ (качественная аналитика, прогнозирование, надзор в административных целях)
В статье рассматриваются возможности применения интеллектуальных обучающих систем в современном образовании. Описываются преимущества использования интеллектуальных обучающих систем в образовательном пространстве. // The article discusses the possibilities of using intelligent learning systems in modern education. The advantages of using intelligent learning systems in the educational space are described.
Авторы: В. П. Густяхина, А. Е. Густяхин
Раздел: Мониторинг образования с использованием ИИ (качественная аналитика, прогнозирование, надзор в административных целях)
Организация обучения и методическое обеспечение дисциплин «Основы искусственного интеллекта», «Системы искусственного интеллекта в профессиональной деятельности педагога»
В статье рассматривается использование JavaScript-библиотеки ml5.js, предназначенной для обучения ML-моделей и применения готовых моделей машинного обучения. Для визуализации результатов обучения модели и создания интерфейса взаимодействия учащегося с моделью предлагается использовать библиотеку p5.js, предназначенную для разработки проектов в контексте креативного программирования. // The paper discusses the use of the JavaScript library ml5.js, designed to teach ML models or use a set of ready-made models directly in the student's browser. To visualize the results of model learning and create an interface of interaction between the student and the model it is proposed to use the library p5.js, designed for the creation of projects in the context of creative programming.
Авторы: П. А. Хорошевич
Раздел: Организация обучения и методическое обеспечение дисциплин «Основы искусственного интеллекта», «Системы искусственного интеллекта в профессиональной деятельности педагога»
В данной статье рассмотрены условия организации лабораторных работ по новой дисциплине «Системы искусственного интеллекта в профессиональной деятельности педагога». Описаны примерные программные среды и онлайн-сервисы для применения в учебном процессе. // This article discusses the conditions for organizing laboratory work on the new discipline «Artificial Intelligence Systems in the Professional Activities of a Teacher». Exemplary software environments and online services for use in the educational process are described.
Авторы: И. В. Сликишина
Раздел: Организация обучения и методическое обеспечение дисциплин «Основы искусственного интеллекта», «Системы искусственного интеллекта в профессиональной деятельности педагога»
В статье рассматриваются области применения современных нейронных сетей в обработке изображения. Дается описание принципа работы генеративно-состязательных сетей. Описываются основные этапы дизайн-проектирования. Приводятся прогнозы в изменении требований к дизайнеру. // The article discusses the areas of application of modern neural networks in image processing. The description of the principle of operation of generative-adversarial networks is given. The main stages of design-projects are described. Forecasts are given in changing the requirements for the designer.
Авторы: С. Д. Коткин
Раздел: Организация обучения и методическое обеспечение дисциплин «Основы искусственного интеллекта», «Системы искусственного интеллекта в профессиональной деятельности педагога»
В статье описывается опыт обучения студентов педагогических специальностей созданию и обучению искусственной нейронной сети с помощью сервиса Google Teachable Machine. // In an article about the quick experience of teaching student pedagogy and artificial neural network training with Google Teachable Machine.
Авторы: А. Н. Дробахина
Раздел: Организация обучения и методическое обеспечение дисциплин «Основы искусственного интеллекта», «Системы искусственного интеллекта в профессиональной деятельности педагога»
Персонализированное обучение на основе ИИ (микросреда образования, интернет площадки и обратная связь)
В работе проведен обзор интеллектуальных систем. Разработана и реализована математическая модель представления знаний для обучающей интеллектуальной системы по обучению компьютерной грамотности. // The paper provides an overview of intelligent systems. A mathematical model of knowledge representation for an intelligent learning system for teaching computer literacy has been developed and implemented.
Авторы: Е. В. Решетникова, М. С. Амлин, Н. А. Фоминцева
Раздел: Персонализированное обучение на основе ИИ (микросреда образования, интернет площадки и обратная связь)
Предлагается вместо детерминированной индивидуальной траектории обучения строить персонализированную, основанную на статистическом подходе к результатам тестирования целевой аудитории. // Instead of a deterministic individual learning trajectory, it is proposed to build a personalized one based on a statistical approach to the results of target audience testing.
Авторы: А. Н. Лаврёнов
Раздел: Персонализированное обучение на основе ИИ (микросреда образования, интернет площадки и обратная связь)
Формирование стратегии и тактики обучения, основанных на эффективных моделях, основанных на больших данных, нейронных сетях и машинном обучении
В статье описывается подход к моделированию процесса тестирования остаточных знаний с использованием теории нейросетей. Реализация программного продукта с использованием предлагаемой модели позволит генерировать для конкретного тестируемого информацию о динамике восстановления изученного материала по конкретной дисциплине; а также о наличии/отсутствие фактора «угадывания» в процессе прохождения тестировании. // The article describes an approach to modeling the process of testing residual knowledge using the theory of neural networks. The implementation of the software product using the proposed model will allow generating for a particular testee information about the dynamics of the restoration of the studied material in a particular discipline; as well as the presence / absence of the “guessing” factor in the process of passing the test.
Авторы: С. В. Колисниченко, Е. В. Трапезников, О. В. Шевчук
Раздел: Формирование стратегии и тактики обучения, основанных на эффективных моделях, основанных на больших данных, нейронных сетях и машинном обучении
Физика – в современном образовании это выполнение лабораторных работ, понимание теоретической базы дисциплины и ее применения в реальной жизни. В этом отношении удаленное обучение может быть достаточно эффективным, особенно с использованием интерактивных заданий, различных видов тестирования и обратной связи от преподавателя. Также, в настоящее время существуют специализированные программные продукты, которые позволяют симулировать различные физические процессы, что позволяет студентам получать практический опыт и понимание принципов, не выходя из дома. Таким образом, удаленное обучение физике возможно и эффективно, если используются современные методы и технологии, которые позволяют компенсировать отсутствие доступа к физическому оборудованию в момент обучения. // Physics – in modern education is the performance of laboratory work, understanding the theoretical basis of the discipline and its application in real life. In this regard, remote learning can be quite effective, especially with the use of interactive tasks, various types of testing and feedback from the teacher. Also, currently there are specialized software products that allow you to simulate various physical processes, which allows students to gain practical experience and understanding of the principles without leaving home. Thus, remote training in physics is possible and effective if modern methods and technologies are used that make it possible to compensate for the lack of access to physical equipment at the time of training.
Авторы: К. В. Галынина
Раздел: Формирование стратегии и тактики обучения, основанных на эффективных моделях, основанных на больших данных, нейронных сетях и машинном обучении
Эффективность и управление ресурсами с использованием ИИ
В статье представлен авторский опыт создания и внедрения автоматизированных систем управления аудиторными ресурсами в образовательные учреждения России и Казахстана. Представлены общие принципы разработки подобных систем. Описан эффект от внедрения автоматизированных систем управления аудиторными ресурсами в вузы. // The article presents the author's experience in creating and implementing automated systems for managing classroom resources in educational institutions in Russia and Kazakhstan. General principles for the development of such systems are presented. The effect of the introduction of automated systems for managing classroom resources in universities is described.
Авторы: Е. В. Шевчук, А. В. Шпак
Раздел: Эффективность и управление ресурсами с использованием ИИ
Проведен обзор процессов в сфере образования, оптимизация которых возможна применением генетических алгоритмов. Проанализированы особенности применения генетических алгоритмов разными исследователями для решения задач составления учебного расписания, разработки индивидуальных образовательных траекторий, создания интеллектуальных обучающих систем. // The review of the processes in the field of education, the optimization of which is possible with the help of genetic algorithms. The features of the use of genetic algorithms by various researchers for solving the tasks of scheduling training, developing individual educational trajectories, creating intelligent learning systems.
Авторы: Е. В. Решетникова, М. М. Решетников
Раздел: Эффективность и управление ресурсами с использованием ИИ