Выпуск №2(89)

Материалы VIII Международной очно-заочной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы современного образования: практика вуза и школы», Часть 1

26 марта 2024 г.

Использование информационно-коммуникационных технологий в общем, дополнительном, среднем профессиональном и высшем образовании

Одной из основных задач, стоящих перед современным образованием, является воспитание личности с высоким культурным уровнем, умением ориентироваться в современном мире. Возросли требования к высокому уровню коммуникативной культуры, коммуникативной компетенции, развитых навыков общения, в особенности на иностранном языке. В этой связи пересмотрено содержание образования Республики Казахстан по предмету «Информатика». // One of the main challenges facing modern education is the education of a person with a high cultural level, the ability to navigate in the modern world. The requirements for a high level of communicative culture, communicative competence, developed communication skills, especially in a foreign language, have increased. In this regard, the content of education in the subject «Informatics» has been revised.

Авторы: А. С. Айтказинова

Раздел: Использование информационно-коммуникационных технологий в общем, дополнительном, среднем профессиональном и высшем образовании

В статье рассматривается явление студенческих медиапроектов, которые создаются социально активной молодежью на базе социальных сетей и играют роль существенного элемента образовательного процесса. Анализируется понятие социальной активности. Предлагаются рекомендации для дальнейшего развития медиапроектов студенческой молодежи. Изучается общая направленность медиапроектов. // The article examines the phenomenon of student media projects, which are created by socially active youth on the basis of social networks and play the role of an essential element of the educational process. The concept of social activity is analyzed. Recommendations are offered for the further development of student media projects. The general orientation of media projects is being studied.

Авторы: И. И. Алита

Раздел: Использование информационно-коммуникационных технологий в общем, дополнительном, среднем профессиональном и высшем образовании

Статья посвящена методам использования ИИ, которые уже всесторонне влияют и будут влиять на образование. В этой статье мы рассмотрим различные методы использования искусственного интеллекта в образовании, их преимущества и потенциальные недостатки. Приводятся плюсы и минусы искусственного интеллекта в образовании. Рассмотрены персонализированное обучение, виртуальные учителя, адаптивные тесты и анализ данных. // The article is devoted to the methods of using AI, which have already and will have a comprehensive impact on education. In this article, we will look at the different methods of using artificial intelligence in education, their advantages and potential disadvantages. The pros and cons of artificial intelligence in education are given. Personalized learning, virtual teachers, adaptive tests, and data analytics are covered.

Авторы: Т. И. Бадалходжаев, Ф. Т. Бадалходжаев

Раздел: Использование информационно-коммуникационных технологий в общем, дополнительном, среднем профессиональном и высшем образовании

Статья посвящена проблеме выбора и применения учителем цифровых образовательных ресурсов при обучении решению показательных уравнений и неравенств на уроках алгебры в старших классах, а также при подготовке к ЕГЭ по математике как базового, так и профильного уровней. В статье актуализируется проблема проектирования учителями собственных электронных ресурсов. Разработан сайт как для изучения и закрепления знаний при решении показательных уравнений и неравенств, так и для подготовки к ЕГЭ по математике, а также приведен пример контрольной работы для проверки знаний в решении показательных уравнений и неравенств. // The article is devoted to the problem of choosing and using digital educational resources by a teacher when teaching the solution of exponential equations and inequalities in algebra lessons in high school, as well as in preparation for the Unified State Exam in mathematics at both basic and specialized levels. The article actualizes the problem of designing teachers' own electronic resources. A website has been developed both for studying and consolidating knowledge in solving exponential equations and inequalities, and for preparing for the Unified State Exam in mathematics, as well as an example of a test paper to test knowledge in solving exponential equations and inequalities.

Авторы: А. В. Фомина, К. И. Воронцова

Раздел: Использование информационно-коммуникационных технологий в общем, дополнительном, среднем профессиональном и высшем образовании

В статье обозначены проблемы современного этапа внедрения цифровых технологий в образовательный процесс высшего учебного заведения. Приведены результаты опросов обучающихся. Сформулированы требования к информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ) в профессиональной деятельности преподавателя вуза. // The article outlines the problems of the current stage of the introduction of digital technologies into the educational process of higher education institutions. The results of student surveys are presented. The requirements for information and communication technologies (ICT) in the professional activity of a university teacher are formulated.

Авторы: А. С. Гордиенко

Раздел: Использование информационно-коммуникационных технологий в общем, дополнительном, среднем профессиональном и высшем образовании

Статья посвящена проблеме подготовки специалистов в области медиа на новых Российских территориях, а именно роли информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе. На примере Мариупольского государственного университета имени А. И. Куинджи проанализирована роль ИКТ в развитии медиаобразования и подготовки нового поколения к жизни в современных информационных условиях. // The article is devoted to the problem of training media specialists in the new Russian territories, namely the role of information and communication technologies in the educational process. The role of ICTs in the development of media education and preparation of the new generation for life in modern information environment is analyzed on the example of A. I. Kuindzhi Mariupol State University.

Авторы: И. И. Давшан

Раздел: Использование информационно-коммуникационных технологий в общем, дополнительном, среднем профессиональном и высшем образовании

Данная работа посвящена исследованию значимости интеграции образовательных технологий в процесс формирования общих компетенций в современном образовании. В ней рассматривается, как использование различных образовательных инструментов и методов, таких как интерактивные доски, образовательное программное обеспечение, онлайн-платформы, обучение на основе аналитики и адаптивные технологии, способствует развитию общих компетенций обучающихся. // This work is devoted to the study of the importance of integrating educational technologies into the process of forming general competencies in modern education. It examines how the use of various educational tools and methods, such as interactive whiteboards, educational software, online platforms, analytics-based learning and adaptive technologies, contributes to the development of students' general competencies.

Авторы: А. Б. Демина

Раздел: Использование информационно-коммуникационных технологий в общем, дополнительном, среднем профессиональном и высшем образовании

В современном информационном обществе, где персональные данные играют важную роль, обеспечение их безопасности становится неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. В данной статье рассматривается важность защиты персональных данных и предлагаются практические способы обеспечения их безопасности. Описываются основные угрозы, с которыми сталкиваются пользователи, и предлагаются рекомендации по защите данных от несанкционированного доступа. // In today's information society, where personal data plays a crucial role, ensuring their security has become an integral part of our daily lives. This article discusses the importance of protecting personal data and provides practical methods for ensuring their security. The main threats faced by users are described, and recommendations are provided for protecting data from unauthorized access.

Авторы: А. А. Жуков

Раздел: Использование информационно-коммуникационных технологий в общем, дополнительном, среднем профессиональном и высшем образовании

Статья посвящена проблеме выбора и применения учителем средств информационно-компьютерных технологий при изучении темы «Первообразная и интеграл» в старших классах. В статье рассматриваются средства ИКТ, которые полезно использовать при обучении. Данные средства позволяют не только повысить заинтересованность обучающихся, но и помочь учителям в образовательном процессе. // The article is devoted to the problem of the teacher’s choice and use of information and computer technology tools when studying the topic “Antiderivative and Integral” in high school. The article discusses ICT tools that are useful to use in teaching. These tools can not only increase the interest of students, but also help teachers in the educational process.

Авторы: А. В. Фомина, С. В. Лужкова

Раздел: Использование информационно-коммуникационных технологий в общем, дополнительном, среднем профессиональном и высшем образовании

Данная статья исследует влияние искусственного интеллекта (ИИ) на обучение иностранным языкам в современной образовательной среде. Статья обосновывает актуальность темы в контексте необходимости и эффективных методов языкового обучения и рассматривает цели и задачи исследования, направленные на выявление преимуществ вызовов и перспектив применения ИИ в этой области. Основной акцент авторы делают на применении технологий ИИ. Авторы выделяют теоретическую значимость исследования, расширяя понимание влияния ИИ на образовательные процессы. Анализ исследования подчеркивает ожидаемые результаты, включая подтверждение положительного влияния на индивидуализированное обучение иностранным языкам и предоставление основы для дальнейших исследований и практических разработок в области образования ИИ. // This article explores the impact of artificial intelligence (AI) on foreign language education in the modern educational environment. The article justifies the relevance of the topic in the context of the necessity for effective language teaching methods and examines the goals and objectives of the research aimed at identifying the advantages, challenges, and prospects of AI application in this field. The authors primarily focus on the application of AI technologies. They highlight the theoretical significance of the study by expanding the understanding of AI's influence on educational processes. The analysis of the research emphasizes expected outcomes, including confirmation of the positive impact on individualized foreign language education and providing a foundation for further research and practical developments in the field of AI in education.

Авторы: А. Ю. Лунина, А. Ш. Габдуллина

Раздел: Использование информационно-коммуникационных технологий в общем, дополнительном, среднем профессиональном и высшем образовании

Одним из эффективных инструментов методического сопровождения в дополнительном образовании является создание программно-методических кейсов – единых информационных комплексов в цифровом формате. Создание таких цифровых методических медиапродуктов способствует раскрытию творческого потенциала педагогов дополнительного образования, формированию их ИКТ-компетентности. // One of the effective tools of methodological support in additional education is the creation of software and methodological cases – unified information systems in digital format. The creation of such digital methodological media products contributes to the disclosure of the creative potential of teachers of additional education, the formation of their ICT competence.

Авторы: С. М. Плоскина

Раздел: Использование информационно-коммуникационных технологий в общем, дополнительном, среднем профессиональном и высшем образовании

Статья посвящена методическим подходам применения математического и компьютерного моделирования в исследовательских проектах учащихся. Приводятся основные этапы выполнения учебных исследований. Описывается роль педагога и его основные умения для обучения исследовательской деятельности. Рассмотрены два исследовательских проекта учащихся на основе метода математического и компьютерного моделирования, реализующие межпредметные связи математики, информатики, биологии и экологии. // The article is devoted to methodological approaches to using mathematical and computer modeling in schoolchildren research projects. The main stages of educational research are presented. The role of the teacher and his basic skills for teaching research activities are described. Two student research projects based on the method of mathematical and computer modeling, implementing interdisciplinary connections between mathematics, computer science, biology and ecology are considered.

Авторы: Е. В. Сокольская, Е. В. Калинкова, А. В. Бугаенко, О. В. Стоян

Раздел: Использование информационно-коммуникационных технологий в общем, дополнительном, среднем профессиональном и высшем образовании

В данной статье рассматривается использование программного обеспечения GeoGebra, в изучении темы «Уравнения, содержащие модуль». Приведены примеры, которые показывают возможности визуализации и исследования свойств уравнений с модулем. // This article discusses the use of GeoGebra software, in the study of the topic «Equations with Absolute Value». Examples are given that show the possibilities of visualizing and investigating the properties of equations with absolute value.

Авторы: Л. И. Теняева

Раздел: Использование информационно-коммуникационных технологий в общем, дополнительном, среднем профессиональном и высшем образовании

В данной статье рассматривается применение онлайн-доски Miro в образовательной системе Республики Беларусь в период эпидемии COVID-19. Онлайн-доска предоставляет возможности визуального управления проектами, визуализации данных, коллаборативного обучения и персонализации обучения. Ее использование в образовании в период эпидемии обеспечивает непрерывность образования, доступность, гибкость и помогает справиться с вызовами дистанционного обучения. // This article discusses the use of the online whiteboard tool Miro in the education system of the Republic of Belarus during the COVID-19 epidemic. The online whiteboard provides capabilities for visual project management, data visualization, collaborative learning, and personalized education. Its utilization in education during the epidemic ensures continuity, accessibility, flexibility, and helps address the challenges of remote learning.

Авторы: Д. В. Цепелев

Раздел: Использование информационно-коммуникационных технологий в общем, дополнительном, среднем профессиональном и высшем образовании

Обучение и воспитание школьников в контексте современных проблем и перспектив образования (в том числе для обучающихся с ОВЗ)

В статье рассмотрена проблема развития читательской грамотности через формирования навыка осмысленного чтения у младших школьников. Показано, что согласно проведенному исследованию, более половины выпускников начальной школы владеют навыком понятийного чтения на среднем уровне. // The article examines the problem of developing reading literacy through the formation of meaningful reading skills in primary schoolchildren. It is shown that according to the study, more than half of primary school graduates have conceptual reading skills at an average level.

Авторы: Е. Л. Аликина

Раздел: Обучение и воспитание школьников в контексте современных проблем и перспектив образования (в том числе для обучающихся с ОВЗ)

В статье рассмотрена модель работы класса психолого-педагогической направленности через организацию внеурочной деятельности с включением специальных курсов в учебный план и использованием ресурсов дополнительного образования. Авторы описывают цель и планируемые результаты деятельности для всех участников инновационного проекта. // The article considers the model of the work of the class of psychological and pedagogical orientation through the organization of extracurricular activities with the inclusion of special courses in the curriculum and the use of additional education resources. The authors describe the purpose and planned results of activities for all participants of the innovation project.

Авторы: З. С. Кайбарова, М. В. Кораблева

Раздел: Обучение и воспитание школьников в контексте современных проблем и перспектив образования (в том числе для обучающихся с ОВЗ)

Патриотизм как явление, связанное непосредственно с политической культурой общества, является в России духовным фундаментом нации. Патриотическое воспитание – основа обеспечения национальной безопасности государства. Педагогу необходимо понимать, что патриотическое воспитание как противодействие радикализму и экстремизму гарантирует социальную и политическую стабильность в обществе, что диктует необходимость формирования целостной государственной системы патриотического воспитания. // Patriotism, as a phenomenon directly related to the political culture of society, is the spiritual foundation of the nation in Russia. Patriotic education is the basis for ensuring the national security of the state. The teacher needs to understand that patriotic education as a counteraction to radicalism and extremism guarantees social and political stability in society, which dictates the need to form an integral state system of patriotic education.

Авторы: О. М. Крутоусова, Т. Н. Грачева, О. П. Косолапова

Раздел: Обучение и воспитание школьников в контексте современных проблем и перспектив образования (в том числе для обучающихся с ОВЗ)

В современном мире миграционные процессы играют важную роль в развитии российского общества. Необходимость интеграции мигрантов и их детей в социум выдвигает новые требования к педагогическим работникам, которым нужно овладеть методиками, технологиями и приёмами обучения русскому языку как иностранному. // In the modern world, migration processes play a decisive role in the development of Russian society. The need of representatives of foreign migrants and their children in society puts forward new demands and pedagogical requirements, thanks to which it is necessary to master the methods, technologies and techniques of teaching Russian as a foreign language.

Авторы: Ю. А. Морозова

Раздел: Обучение и воспитание школьников в контексте современных проблем и перспектив образования (в том числе для обучающихся с ОВЗ)

Статья посвящена использованию образовательных платформ на уроках математики для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Рассмотрены следующие образовательные платформы: Российская электронная школа (РЭШ), Учи.ру, Яндекс.Учебник, ЯКласс. // The article is devoted to the use of educational platforms in mathematics lessons for teaching children with disabilities. The following educational platforms were considered: Russian Electronic School, Uchi.ru, Yandex.Textbook, YaKlass.

Авторы: А. Ю. Явлова

Раздел: Обучение и воспитание школьников в контексте современных проблем и перспектив образования (в том числе для обучающихся с ОВЗ)

Организационно-методическое сопровождение реализации федеральных образовательных программ в общеобразовательных организациях

Статья посвящена специфике историко-педагогического познания и его методологической основе при проведении историко-педагогического исследования. Подчёркивается роль фундаментальной гуманитарной дисциплины «История педагогики и образования» и её ключевых понятий, таких как: «педагогика», «образование», «культура». Делается акцент на методологических принципах и правилах историко-педагогического познания, учитывающие порядок его осуществления, практическую деятельность и требования, которым исследование должно соответствовать. // The article is devoted to the specifics of historical and pedagogical knowledge and its methodological basis when conducting historical and pedagogical research. The role of the fundamental humanitarian discipline «History of Pedagogy and Education» and its essential concepts, such as «pedagogy», «education», «culture» are emphasized. The emphasis is concentrated on the methodological principles and rules of historical and pedagogical knowledge, taking into consideration the order of its implementation, practical activities and the requirements that the research must conform.

Авторы: М. А. Колядюк, М. Р. Скоробогатова

Раздел: Организационно-методическое сопровождение реализации федеральных образовательных программ в общеобразовательных организациях

Проблемы и перспективы современного физико-математического образования

В статье будет рассмотрена важность эвристических методов в обучении математике инженеров, а также различные виды эвристических заданий, их применение в учебном процессе и влияние на успеваемость студентов. // The article will discuss the importance of heuristic methods in teaching mathematics to engineers, as well as various types of heuristic tasks, their application in the educational process, and their impact on student performance.

Авторы: А. О. Бобрович, В. И. Черняк, Б. А. Бадак

Раздел: Проблемы и перспективы современного физико-математического образования

В статье анализируются способы отбора корней тригонометрических уравнений при помощи числовой окружности и двойного неравенства. Автор рассматривает случаи, в которых их применение более рационально. А также приводит алгоритмы для каждого способа отбора корней. // The article analyzes the methods of selecting the roots of trigonometric equations using a numerical circle and a double inequality. The author considers cases in which their application is more rational. And also provides algorithms for each method of root selection.

Авторы: А. А. Волгина

Раздел: Проблемы и перспективы современного физико-математического образования

В статье рассматривается задача о нахождении расстояния между скрещивающимися прямыми, делается обзор различных способов ее решения. Авторы обосновывают возможности одного из методов – координатного, приводят алгоритм его применения, который иллюстрируют конкретным примером. А также определяют возможности использования предложенного алгоритма при решении стереометрических задач. // The article examines the problem of finding the distance between crossing lines and provides an overview of various ways to solve it. The authors substantiate the capabilities of one of the methods, the coordinate method, and provide an algorithm for its application, which is illustrated with a specific example. They also determine the possibilities of using the proposed algorithm when solving stereometric problems.

Авторы: Л. А. Осипова, В. Б. Гридчина

Раздел: Проблемы и перспективы современного физико-математического образования

Статья посвящена проблеме формирования инженерного подхода в школе. Автор описывает свой опыт преподавания физики, охватывающий урочную и внеурочную деятельность для развития интереса к инженерно-технической деятельности у обучающихся общеобразовательных учреждений. // The article is devoted to the problem of the formation of engineering thinking in school. The author describes his experience of teaching physics, covering part-time and extracurricular activities to develop students' interest in engineering and technical activities.

Авторы: И. П. Нерода

Раздел: Проблемы и перспективы современного физико-математического образования

Статья посвящена проблеме использования электронных образовательных ресурсов на уроках математики в процессе подготовки обучающихся к ГИА. Приводится пример использования и работы на образовательной платформе для подготовки к ГИА по математике «Сдам ГИА: решу ЕГЭ, ОГЭ, ВПР…». Рассматриваются возможности и назначение платформы. // The article is devoted to the problem of using electronic educational resources in mathematics lessons in the process of preparing students for GIA. An example of using and working on an educational platform for preparing for the GIA in mathematics «I will pass the GIA: I will solve the Unified State Exam, OGE, VPR ...» is given. The possibilities and purpose of the platform are being considered.

Авторы: Е. И. Нохрина

Раздел: Проблемы и перспективы современного физико-математического образования

В статье актуализируется использование учителями цифровых образовательных ресурсов при подготовке к ЕГЭ по математике. Приведен спроектированный сайт по теории вероятностей для подготовки и самоподготовки учащихся к ЕГЭ по математике. // The article updates the use of digital educational resources by teachers in preparation for the Unified State Exam in mathematics. A designed website on probability theory is provided for the preparation and self-study of students for the Unified State Exam in mathematics.

Авторы: А. В. Фомина, С. А. Опарина

Раздел: Проблемы и перспективы современного физико-математического образования

В статье «Развитие новых методов оптимизации в математике и их применение в экономической теории» рассматриваются новейшие методы оптимизации в математике, их развитие и применение в экономике и финансах, также как эти методы могут быть применены для решения сложных экономических и финансовых задач. // The article «The development of new optimization methods in mathematics and their application in economic theory» examines the latest optimization methods in mathematics, their development and application in economics and finance, as well as these methods can be applied to solve complex economic and financial problems.

Авторы: Б. А. Бадак, Д. О. Титовец

Раздел: Проблемы и перспективы современного физико-математического образования

Формирование и развитие цифровой образовательной среды в контексте цифровизации системы образования

Одной из форм обучения по ФГОС является проектная деятельность, которую необходимо использовать в установлении воспитательно-образовательных отношений. Суть работы над сетевым проектом (как и любым другим) может быть сведена к «пяти П». // One of the forms of training according to the Federal State Educational Standard is project activity, which must be used in establishing educational relations. The essence of working on a network project (like any other) can be reduced to the «five Ps».

Авторы: И. Н. Терещук

Раздел: Формирование и развитие цифровой образовательной среды в контексте цифровизации системы образования

В статье рассмотрены возможности и функциональные характеристики проекта приложения с поддержкой дополненной реальности в образовательной отрасли. Приведены экономические расчёты, представлены скриншоты разработанного предложения, а также описаны развитие и перспективы проекта. // The article discusses the capabilities and functional characteristics of an application project with support for augmented reality in the educational industry. Economic calculations are given, screenshots of the developed proposal are presented, and the development and prospects of the project are described.

Авторы: К. Д. Антонов, З. А. Вакарев

Раздел: Формирование и развитие цифровой образовательной среды в контексте цифровизации системы образования

Данная статья посвящена понятию виртуальной образовательной среды в контексте изучения иностранных языков. Авторы приводят аргументы в пользу применения онлайн-инструментов на уроке английского языка и рассматривают функционал и преимущества российской интерактивной платформы Edvibe. // The following paper investigates the concept of virtual learning environment in the context of learning foreign languages. The authors provide some arguments in favour of incorporating such online-tools during English classes. They also look into the functions and benefits of a Russian interactive platform called Edvibe.

Авторы: М. А. Огурцова

Раздел: Формирование и развитие цифровой образовательной среды в контексте цифровизации системы образования

В статье рассматриваются вопросы цифровой трансформации образовательной среды высшего учебного заведения. Авторы отмечают, что активное внедрение цифровых технологий в систему высшего образования способствует позитивному изменению процесса обучения, появлению новых форматов обучения, влияющих на развитие современного информационного общества. // The article discusses the issues of digital transformation of the educational environment of a higher educational institution. The authors note that the active introduction of digital technologies into the higher education system contributes to a positive change in the learning process, the emergence of new learning formats that influence the development of the modern information society.

Авторы: Н. А. Петренко, Е. Б. Жухевич

Раздел: Формирование и развитие цифровой образовательной среды в контексте цифровизации системы образования