Выпуск №4(97)
Материалы III Международной научно-практической конференции «Цифровое общество: образование, экономика, технологии»
30 мая 2025 г.
Образование в цифровом обществе
В статье рассматривается одна из актуальных проблем современности – цифровизация образовательного процесса, а также освещаются цели и задачи развития изобретательности и креативности у учащихся с использованием 3D-моделирования, используемые при этом программы и симуляции, датчики и другие технологические инструменты, которые мы можем использовать в образовательном процессе и лабораторных условиях. // This article discusses the digitalization of the educational process, one of the current pressing issues, and highlights the goals and objectives of developing inventiveness and creativity in students using 3D modeling, the programs and simulations used in it, sensors and other technological tools that we can use in the educational process and laboratory conditions.
Авторы: М. И. Абдуманнопов, М. Э. Абдуманнопова
Раздел: Образование в цифровом обществе
В статье представлены примеры использования цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) в методике преподавания русского языка. В ней рассматриваются различные виды ЦОР, их особенности и преимущества, а также влияние на мотивацию и успеваемость учащихся. Авторы подчеркивают важность интеграции современных технологий в образовательный процесс, что позволяет не только разнообразить методы enseñanza, но и сделать обучение более интерактивным и доступным. // The article presents examples of the use of digital educational resources (DER) in the methodology of teaching the Russian language. It considers various types of DER, their features and advantages, as well as their impact on students' motivation and academic performance. The authors emphasize the importance of integrating modern technologies into the educational process, which allows not only to diversify the methods of enseñanza, but also to make learning more interactive and accessible.
Авторы: У. Ш. Арсланбекова
Раздел: Образование в цифровом обществе
Данная статья посвящена применению цифровых образовательных технологий на учебных предметах «Математика», «Мир истории» и «История Отечества». Рассмотрено использование цифровых инструментов, позволяющих создавать интересные и эффективные задания, для лучшего освоения предметных результатов и применения полученных знаний обучающимися с нарушениями интеллекта в повседневной жизни. // This article is devoted to the application of digital educational technologies in the subjects «Mathematics», «The World of History» and «The History of the Fatherland». The article considers the use of digital tools that allow creating interesting and effective tasks for better mastering of subject results and applying the acquired knowledge by students with intellectual disabilities in everyday life.
Авторы: А. Х. Ахметзянова, Ю. С. Старикова
Раздел: Образование в цифровом обществе
Статья посвящена вопросам использования проектного подхода в реализации учебного процесса специалистов в области ИТ, а также разработке междисциплинарных проектных комплексов (МПК), которые состоят из совокупности базовых учебных дисциплин курса и позволяют осуществлять учебную деятельность при активном взаимодействии с внешней средой. // The article is devoted to the use of the project approach in the implementation of the educational process of specialists in the field of IT, as well as the development of interdisciplinary project complexes (IPC), which consist of a set of basic training disciplines of the course and allow carrying out educational activities in active interaction with the external environment.
Авторы: С. Л. Бедрина, Л. В. Красюк
Раздел: Образование в цифровом обществе
В статье рассматриваются особенности влияние цифровой образовательной среды на самореализацию детей, которые обучаются в школе. Определено, что процесс развитие самореализации личности зависит от различных факторов, в том числе от школьного обучения и воспитания, социальной и цифровой среды. Выявлено, что цифровая образовательная среда играет важную роль в развитии самореализации школьника. // The article examines the peculiarities of the impact of the digital educational environment on the self-realization of children who are studying at school. It has been determined that the process of developing self-realization of the personality depends on various factors, including school education and upbringing, social and digital environment. It has been revealed that the digital educational environment plays an important role in the development of the student's self-realization.
Авторы: Д. В. Булгакова
Раздел: Образование в цифровом обществе
В статье рассматривается возможность осуществления дифференцированного подхода через организацию проектной деятельности с обучающимися в СПО. Рассмотрены и описаны виды кейс-технологий, которые используются для обучения и позволяют развивать полезные навыки и умения, связанные с решением проблемных ситуаций и использованием информации в практической деятельности. // The article considers the possibility of implementing a differentiated approach through the organization of project activities with students in secondary vocational education. The types of case technologies that are used for training and allow developing useful skills and abilities related to solving problem situations and using information in practical activities are considered and described. The effectiveness of introducing techniques based on the use of network technologies is noted.
Авторы: В. В. Бураго
Раздел: Образование в цифровом обществе
В статье рассматривается формирование у студентов IT-направлений, вовлеченных в проектную деятельность, таких soft-skills, как коммуникативный навык, навык работы в команде, навык планирования и управления своим временем и временем команды, умение приспосабливаться к изменениям. // The article examines the formation of soft skills among students of IT fields involved in project activities, such as communication skills, teamwork skills, planning and managing their own time and team time, and the ability to adapt to changes.
Авторы: Ю. С. Гаврилова, О. А. Штейнбрехер
Раздел: Образование в цифровом обществе
В настоящее время в России происходит реформа образовательной системы, основной задачей которой является выстраивание собственной образовательной системы (отказ от Болонской), которая могла бы обеспечить потребность в образовании и кадрах в рамках тех вызовов, которые в настоящее время стоят перед экономикой страны и необходимости развития промышленного потенциала с учетом санкционного давления и иных внешних ограничений. Актуальным направлением для решения поставленной задачи является использование цифровой образовательной среды, применительно к различным образовательным уровням. В связи с вышеизложенным, автором настоящей статьи, была предпринята попытка научного анализа и критического осмысления проблем использования цифровой образовательной среды как фактора влияющего на профессиональное развитие педагога СПО. // Currently, Russia is undergoing a reform of the educational system, the main task of which is to build its own educational system (abandoning the Bologna One), which could meet the need for education and personnel within the framework of the challenges currently facing the country's economy and the need to develop industrial potential, taking into account sanctions pressure and other external constraints. An urgent direction for solving this problem is the use of a digital educational environment, applied to various educational levels. In connection with the above, the author of this article has attempted a scientific analysis and critical understanding of the problems of using the digital educational environment as a factor influencing the professional development of a vocational education teacher.
Авторы: Ж. Б. Грибкова
Раздел: Образование в цифровом обществе
Статья посвящена важной проблеме научно-языковой подготовке STEM специалистов. В работе обосновывается необходимость такой подготовки будущих инженеров. Авторами рассматриваются меры по улучшению ситуации с языковой научно-профессиональной подготовкой студентов технических вузов, анализируются результаты SWOT-анализа системы языкового образования в Карагандинском техническом университете имени А. Сагинова, который выявил конкретные области в STEM-дисциплинах, где навыки языковой грамотности требуют улучшения и могут быть эффективно развиты с помощью цифровых технологий. Рассматриваются преимущества и возможности, созданной авторами программы «Цифровая языковая грамотность в STEM», в контексте изучения языков в техническом вузе. // The article is devoted to the important problem of scientific and linguistic training of STEM specialists. The work substantiates the need for such training of future engineers. The authors consider measures to improve the situation with the linguistic scientific and professional training of students of technical universities, analyze the results of the SWOT analysis of the language education system at the Karaganda Technical University named after A. Saginov, which identified specific areas in STEM disciplines where language literacy skills require improvement and can be effectively developed with the help of digital technologies. The advantages and opportunities of the program «Digital Language Literacy in STEM» created by the authors are considered in the context of studying languages in a technical university.
Авторы: Д. Д. Джантасова, Ж. А. Азимбаева, В. В. Юрченко
Раздел: Образование в цифровом обществе
В данной работе рассматривается накопление социокультурного опыта как эффективное средство улучшения межкультурного взаимодействия. В условия глобализации и разнообразия культур возрастает необходимость в развитии навыков межличностного общения, особенно для специалистов, работающих в международной среде. Акцентируется внимание на методах и подходах, способствующих эффективному межкультурному взаимодействию, а также на значении обмена социокультурным опытом для достижения взаимопонимания и сотрудничества в многонациональном контексте. // This article considers the accumulation of socio-cultural experience as an effective means of improving intercultural interaction. In the context of globalization and cultural diversity, there is an increasing need to develop interpersonal communication skills, especially for professionals working in an international environment. Attention is focused on methods and approaches that promote effective intercultural interaction, as well as on the importance of sharing socio-cultural experience to achieve mutual understanding and cooperation in a multinational context.
Авторы: Л. В. Козлова
Раздел: Образование в цифровом обществе
В статье рассматриваются особенности использования электронной информационной образовательной среды для подготовки и проведения практических занятий для обучающихся туристских специальностей в Кубанском государственном университете физической культуры, спорта и туризма. // The article discusses the features of using the electronic information educational environment for the preparation and conduct of practical classes for students of tourism specialties at the Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism.
Авторы: Т. В. Крепс
Раздел: Образование в цифровом обществе
В статье рассматривается проблема сокрытия или искажения информации как со стороны кандидатов на обучение в высшие учебные заведения, так и со стороны указанных образовательных организаций в процессе поступления. Определены характерные признаки «мисселинга» в отношениях между абитуриентами и вузами. Выявлены возможные последствия данного явления. // The article examines the problem of concealment or distortion of information both on the part of candidates for higher education institutions and on the part of these educational organizations during the admission process. The characteristic features of «misseling» in the relations between applicants and universities are identified. Possible consequences of this phenomenon have been identified.
Авторы: П. А. Крон, А. В. Грачев
Раздел: Образование в цифровом обществе
Статья посвящена изложению результатов опроса, проведенного среди преподавателей КазНУ и РУДН. Анализируется востребованность использования ИИ-инструментов, преимущества и недостатки их внедрения в учебную деятельность. Особое внимание уделяется влиянию ИИ на развитие новых компетенций у преподавателей и студентов. Рассматриваются различия в опыте применения нейросетей в образовательной практике двух ведущих университетов. // The article is devoted to the results of a survey conducted among teachers of KazNu and RUDN. We analyzed the demand for the use of AI tools, their advantages and disadvantages in education. The attention is paid to the influence of AI on competences of teachers and students. The study examines the differences in the use of neural networks by two leading universities.
Авторы: А. К. Кшнякина, А. С. Демченко
Раздел: Образование в цифровом обществе
Исследование посвящено анализу и описанию социальных медиа российского вуза в условиях трансформации информационной среды. Изучается влияние представленности вуза на различных медийных площадках, таких как социальные сети (ВКонтакте, Telegram), различных хостингах (YouTube, Rutube), а также иных сетевых площадках (Дзен, Yappy) на узнаваемость бренда университета. Проводится анализ феномена специализации сетевых платформ вуза как в рамках сепарации целевой аудитории, так и в рамках представления релевантной информации. // The research is devoted to the analysis and description of social media of Russian universities in the conditions of transformation of the information environment. The study examines the impact of the University's representation on various media platforms such as social networks (VKontakte, Telegram), various hosting sites (YouTube, Rutube), as well as other online platforms (Zen, Yappy) on the University's brand recognition. The analysis of the phenomenon of specialization of network platforms of the University is carried out both in the framework of separation of the target audience and in the framework of presentation of relevant information.
Авторы: Л. В. Лебедев
Раздел: Образование в цифровом обществе
В статье обосновывается особое значение формирования цифровых компетенций будущего педагога через изменение содержания учебного материала и технологий обучения, создание цифровой образовательной среды в педагогическом колледже как ядра новой системы подготовки специалиста, готового реализовывать профессиональную деятельность в условиях новой цифровой школы. // The article substantiates the special importance of forming the digital competencies of a future teacher through changing the content of educational materials and teaching technologies, creating a digital educational environment at a teacher training college as the core of a new training system for a specialist who is ready to carry out professional activities in a new digital school.
Авторы: Н. В. Максименко
Раздел: Образование в цифровом обществе
В статье рассмотрены проекты и инициативы, которые можно использовать во внеурочной деятельности в школе, с целью повысить интерес обучающихся к изучению искусственного интеллекта и развить необходимые знания и навыки в этой области. // The article discusses projects and initiatives that can be used in extracurricular activities at school in order to increase students' interest in studying artificial intelligence and develop the necessary knowledge and skills in this field.
Авторы: А. М. Николаева
Раздел: Образование в цифровом обществе
Целью работы было установление влияния и зависимости от социальных сетей на формирование коммуникативных навыков подростков посредством самонаблюдения и частичной саморефлексии ребенком данной корреляции при ответе на вопросы авторской анкеты. // The aim of the work was to establish the influence and dependence of social networks on the formation of communication skills of adolescents through self-observation and partial self-reflection by the child of this correlation when answering the questions of the author's questionnaire.
Авторы: М. А. Парцына, А. О. Шарапов
Раздел: Образование в цифровом обществе
Статья посвящена вопросам разработки и реализации онлайн-курса по решению тригонометрических уравнений для подготовки к Единому государственному экзамену на образовательной онлайн платформе «Stepik». В данной статье представлен авторский подход к процессу формирования структурированного обучающего курса, ориентированного на повышение уровня знаний учащихся по тригонометрическим уравнениям и успешную сдачу экзамена, а также основанный на активном использовании информационных технологий для создания привлекательной и эффективной образовательной среды. // The article is devoted to the development and implementation of an online course on trigonometric equations for preparation for the Unified State Exam on the Stepik online educational platform. This article presents the author's approach to the process of forming a structured training course aimed at improving students' knowledge of trigonometric equations and passing the exam, as well as based on the active use of information technology to create an attractive and effective educational environment.
Авторы: А. В. Фомина, В. К. Рогалев
Раздел: Образование в цифровом обществе
Современные гуманистические тенденции развития социально-образовательных институций имеют исторические и даже античные корни. Одно из направлений совершенствования специальной и общей дидактики является условием обеспечения субъектно-деятельностных потребностей обучающихся. Исследуя аспекты организации личной территории развития ребёнка, авторы закономерно подошли к позиционированию цифрового компонента субъектной логистики обучающихся. // Modern humanistic trends in the development of social and educational institutions have historical and even ancient roots. One of the directions for improving special and general didactics is the condition for ensuring the subject-activity needs of students. Exploring aspects of organizing the personal territory of a child’s development, the authors naturally approached the positioning of the digital component of students’ subjective logistics.
Авторы: Е. В. Рыбакова, Г. А. Гаязова, А. А. Кутдусова
Раздел: Образование в цифровом обществе
В этой статье рассматриваются основные инструменты, необходимые для создания робототехнического проекта с использованием платы микроконтроллера Arduino. В ней также описывается среда и модули Arduino, а также их основные функции. // This article covers the basic tools needed to build a robotics project using the Arduino microcontroller board. It also introduces the Arduino environment and modules, as well as their main features.
Авторы: М. И. Абдуманнопов, Х. Д. Салохиддинов
Раздел: Образование в цифровом обществе
Статья посвящена вопросам цифровизации образования, интеграции современных технологий, таких как 3D-моделирование и дистанционное обучение через платформу Moodle, в образовательный процесс. Особое внимание уделяется роли 3D-технологий в подготовке инженеров, а также разработке электронных курсов для СДО Moodle. В тексте подчеркивается значимость практикоориентированного подхода и развития профессиональных компетенций у студентов. // The article focuses on the issues of education digitalization and the integration of modern technologies such as 3D modeling and distance learning via the Moodle platform into the educational process. Particular attention is paid to the role of 3D technologies in training engineers, as well as the development of e-learning courses for the Moodle LMS. The text emphasizes the importance of a practice-oriented approach and the development of professional competencies among students.
Авторы: А. Ю. Тараховский
Раздел: Образование в цифровом обществе
В статье представлены результаты и опыт организации образовательного процесса для преподавателей юридического вуза, направленный на формирование информационно-коммуникационных и цифровых компетенций, необходимых для реализации обучения с использованием новых педагогических технологий в цифровой образовательной среде вуза. // The article presents the results and experience of organizing the educational process for law school teachers aimed at the formation of information, communication and digital competencies necessary for the implementation of training using new pedagogical technologies in the digital educational environment of the university.
Авторы: Н. И. Улендеева
Раздел: Образование в цифровом обществе
статье описан практический опыт реализации сетевого взаимодействия между образовательной организацией (базовая организация) Федеральной службы исполнения наказаний и территориальным органом пенитенциарной системы, выступающей организацией-заказчиком, при реализации программ дополнительного профессионального обучения по должности «Младший инспектор» и «Инспектор». // The article describes the practical experience of implementing network interaction between the educational organization (basic organization) of the Federal Penitentiary Service and the territorial body of the penitentiary system, acting as the contracting organization, in the implementation of additional professional training programs for the positions of «Junior Inspector» and «Inspector».
Авторы: Н. И. Улендеева
Раздел: Образование в цифровом обществе
В статье проведен анализ применения элементов современных моделей обучения к использованию при реализации учебной дисциплины «Управление проектами», что позволило автору сформулировать выводы о целесообразности внедрения проектного обучения, которое успешно может использовать цифровые сервисы для поиска информации, обоснования проблемы проекта, планирования, организации работ и презентации проекта. // The article analyzes the application of elements of modern learning models to use in the implementation of the academic discipline «Project Management», which allowed the author to formulate conclusions about the feasibility of implementing project-based learning, which can successfully use digital services to search for information, justify the project problem, planning, work organization and presentation of the project.
Авторы: Н. И. Улендеева
Раздел: Образование в цифровом обществе
В статье анализируется применение искусственного интеллекта (ИИ) для обработки данных нейровизуализации с целью персонализации образовательного процесса. Рассматриваются подходы к созданию адаптивных учебных планов и предоставлению индивидуальных рекомендаций, что помогает углубить понимание изучаемого материала и учитывать специфические потребности каждого ученика. // The article analyzes the use of artificial intelligence (AI) for processing neuroimaging data in order to personalize the educational process. Approaches to creating adaptive curricula and providing individual recommendations are considered, which helps to deepen the understanding of the material being studied and take into account the specific needs of each student.
Авторы: Н. Д. Хабарова
Раздел: Образование в цифровом обществе
Превентивный подход посредством образования имеет важное значение для воспитания поколения, которое будет осознавать негативные последствия коррупции и противодействовать ей. Результаты анализа показывают, что антикоррупционное образование в образовательных учреждениях имеет значительный потенциал в формировании антикоррупционного поведения и правового воспитания. Интеграция курсов, в образовательные программы изучающих понятие, направления и последствия коррупции и формирование антикоррупционного поведения является правовой стратегией антикоррупционного образования и играет значительную роль в минимизации коррупции. // A preventive approach through education is essential for raising a generation that will be aware of the negative effects of corruption and counteract it. The results of the analysis show that anti-corruption education in educational institutions has significant potential in shaping anti-corruption behavior and legal education. The integration of courses into educational programs that study the concept, directions and consequences of corruption and the formation of anti-corruption behavior is a legal strategy for anti-corruption education and plays a significant role in minimizing corruption.
Авторы: Л. Р. Хайрутдинова
Раздел: Образование в цифровом обществе