Выпуск №5(98)
Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции с междун. участием «ИИ в образовании. Современные достижения и перспективы применения: в генерации знаний, управлении, обучении, оценке результатов обучения и формировании компетенций обучающихся»
26 июня 2025 г.
Адаптивные возможности образования на основе ИИ (доступность для лиц с ограниченными возможностями)
В статье рассматриваются возможности применения технологий искусственного интеллекта для повышения доступности образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. Проанализированы некоторые ИИ-программы, их эффективность и ограничения в российской образовательной практике. Подчеркивается необходимость дальнейшей разработки адаптированных решений и усиления методической и технической поддержки инклюзивного образования. // The article discusses the possibilities of using artificial intelligence technologies to improve the accessibility of education for people with disabilities. Modern AI programs, their effectiveness and limitations in Russian educational practice are analyzed. The need for further development of adapted solutions and strengthening of methodological and technical support for inclusive education is emphasized.
Авторы: А. Н. Дробахина, Н. С. Красильникова
Раздел: Адаптивные возможности образования на основе ИИ (доступность для лиц с ограниченными возможностями)
В статье рассматриваются роли цифровых технологий и искусственного интеллекта в развитии инклюзивного образования (ИИ). Описываются преимущества использования ИИ для персонализации обучения, снижения когнитивной нагрузки и повышения доступности образовательных ресурсов для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Анализируются ключевые проблемы интеграции цифровых технологий в инклюзивную образовательную среду. // The article examines the roles of digital technologies and artificial intelligence (AI) in the development of inclusive education. It describes the benefits of using AI to personalize learning, reduce cognitive load, and increase the accessibility of educational resources for students with disabilities. It analyzes the key issues of integrating digital technologies into an inclusive educational environment.
Авторы: М. С. Кубицкая, В. З. Вагапов
Раздел: Адаптивные возможности образования на основе ИИ (доступность для лиц с ограниченными возможностями)
Мониторинг образования с использованием ИИ (качественная аналитика, прогнозирование, надзор в административных целях)
Статья посвящена исследованию возможности применения машинного обучения для прогнозирования депрессии у студентов. Предложен подход, использующий ансамблевые модели. Исследование способствует развитию инструментов ранней диагностики и может быть использовано для улучшения психического благополучия студентов. // This article is devoted to the study of the possibility of using machine learning to predict depression in students. An improved approach is proposed, including ensemble models and hyperparameter optimization. The research contributes to the development of early diagnostic tools and can be used to improve students' mental well-being.
Авторы: Е. В. Решетникова, Е. А. Чудакова
Раздел: Мониторинг образования с использованием ИИ (качественная аналитика, прогнозирование, надзор в административных целях)
Организация обучения и методическое обеспечение дисциплин «Основы искусственного интеллекта», «Системы искусственного интеллекта в профессиональной деятельности педагога»
Необходимость изучения студентами педагогических вузов Промпт-инжиниринга обоснована в современных исследованиях. Для качественного применения технологий искусственного интеллекта (ИИ) при разработке учебного контента требуются знания промптинга, особенностей применения языковых моделей ИИ и редактирования результатов. С данной статье представлены материалы практической работы в подготовке студентов-будущих педагогов к составлению заданий для закрепления учебного материала. // The need for students of pedagogical universities to study prompt engineering is substantiated in modern research. To apply artificial intelligence (AI) technologies in the development of educational content in a high-quality way, knowledge of prompting, the features of using AI language models and editing the results is required. This article presents the materials of practical work in preparing future teachers to compose tasks for consolidating the educational material.
Авторы: И. В. Сликишина
Раздел: Организация обучения и методическое обеспечение дисциплин «Основы искусственного интеллекта», «Системы искусственного интеллекта в профессиональной деятельности педагога»
Персонализированное обучение на основе ИИ (микросреда образования, интернет площадки и обратная связь)
Статья посвящена использованию чат-ботов в образовательных учреждениях. В работе рассматриваются различные кейсы применения чат-ботов для поддержки учебного процесса, включая помощь ученикам в изучении материала, организацию обратной связи между преподавателями и учащимися, а также автоматизацию административных задач. Анализируются преимущества и недостатки таких технологий. // The article is devoted to the use of chatbots in educational institutions. The work considers various cases of using chatbots to support the educational process, including helping students study the material, organizing feedback between teachers and students, and automating administrative tasks. The advantages and disadvantages of such technologies are analyzed.
Авторы: А. Н. Дробахина, А. В. Савельева
Раздел: Персонализированное обучение на основе ИИ (микросреда образования, интернет площадки и обратная связь)
Прикладные задачи искусственного интеллекта
В статье рассматривается разработка интеллектуального ассистента преподавателя в виде Telegram-бота, предназначенного для автоматизации рутинных задач. Описываются реализованные функции бота, а также инструменты управления для преподавателей. Применение такого ассистента позволяет снизить нагрузку на преподавателей и повысить доступность обучения. // The article discusses the development of an intelligent teaching assistant in the form of a Telegram bot designed to automate routine tasks. The implemented functions of the bot are described, as well as management tools for teachers. The use of such an assistant makes it possible to reduce the burden on teachers and increase the availability of training.
Авторы: Ю. С. Гаврилова, В. Р. Смородин, С. М. Бараксанов
Раздел: Прикладные задачи искусственного интеллекта
В статье рассматриваются вопросы применения генеративного искусственного интеллекта в сфере рекламы. На основе проведенного анализа опыта и возможностей использования интеллектуальных систем в маркетинговой и рекламной деятельности сделаны выводы о преимуществах, рисках и перспективах использования технологий искусственного интеллекта в рекламе в условиях цифровой трансформации современного общества. // The article examines the application of generative artificial intelligence in the field of advertising. Based on the analysis of the experience and possibilities of using intelligent systems in marketing and advertising activities, conclusions are made about the advantages, risks and prospects of using artificial intelligence technologies in advertising in the context of the digital transformation of modern society.
Авторы: Е. В. Шевчук, Д. М. Карташева
Раздел: Прикладные задачи искусственного интеллекта
Авторы делятся опытом разработки и использование чат-ботов при проведении занятий по экологическому воспитанию в детском саду. Описываются этапы разработки чат-бота, адаптированного под возрастные особенности детей, и его основные функции. Подчёркивается эффективность применения чат-ботов для экологического образования старших дошкольников и перспективность этой технологии в дошкольном образовании. // The authors share their experience in developing and using chatbots when conducting environmental education classes in kindergarten. The stages of developing a chatbot adapted to the age characteristics of children and its main functions are described. The effectiveness of the use of chatbots for environmental education of older preschoolers and the prospects of this technology in preschool education are emphasized.
Авторы: А. Н. Дробахина, К. А. Рябова
Раздел: Прикладные задачи искусственного интеллекта
В статье рассматривается опыт внедрения нейросетевых технологий в образовательный процесс на примере реализации учебного проекта по созданию системы идентификации личности по голосу. Актуальность проекта обусловлена ростом интереса к биометрическим методам аутентификации в условиях цифровизации образовательной среды. В рамках работы были разработаны две архитектуры нейронных сетей, реализованные средствами языка Python, и проведён сравнительный анализ их точности и эффективности. Также описано практическое применение созданной системы в форме Telegram-бота для автоматизации контроля посещаемости учащихся. Результаты проекта продемонстрировали высокую точность распознавания, подтвердив потенциал интеграции искусственного интеллекта в формирование проектных компетенций обучающихся. // This article presents the experience of integrating neural network technologies into the educational process through the implementation of a student project focused on developing a voice-based user identification system. The relevance of the project stems from the growing interest in biometric authentication methods within the context of digitalized education. Two neural network architectures were developed and implemented using Python, followed by a comparative analysis of their performance and accuracy. The practical implementation of the system as a Telegram bot for automating student attendance monitoring is also discussed. The results demonstrate high recognition accuracy, highlighting the potential of artificial intelligence integration in developing students' project competencies.
Авторы: Е. В. Сокольская, И. В. Тереханова
Раздел: Прикладные задачи искусственного интеллекта
В статье исследуется применение генетических алгоритмов (ГА) для автоматизации составления учебных расписаний в вузах. Проведен сравнительный анализ эффективности ГА с традиционными методами (ручное планирование, алгоритмические подходы). Особое внимание уделено структуре хромосом, фитнес-функциям и адаптации ГА к динамическим условиям. // The article examines the use of genetic algorithms (GA) for automating the preparation of educational schedules in universities. A comparative analysis of the effectiveness of GA with traditional methods (manual planning, algorithmic approaches) is carried out. Particular attention is paid to the structure of chromosomes, fitness functions and adaptation of GA to dynamic conditions.
Авторы: Е. В. Решетникова, Д. В. Федулов
Раздел: Прикладные задачи искусственного интеллекта
Формирование стратегии и тактики обучения, основанных на эффективных моделях, основанных на больших данных, нейронных сетях и машинном обучении
В данной статье рассматриваются преимущества современных методов преподавания английского языка на основе искусственного интеллекта перед традиционными методами. // This article discusses the advantages of modern methods of teaching English based on artificial intelligence over traditional methods.
Авторы: Н. А. Антонова
Раздел: Формирование стратегии и тактики обучения, основанных на эффективных моделях, основанных на больших данных, нейронных сетях и машинном обучении
Эта статья подчеркивает важность нейросетей как инструмента, способного значительно изменить подход к обучению и улучшить результаты учащихся. // This article highlights the importance of neural networks as a tool that can significantly change the approach to learning and improve student outcomes.
Авторы: В. П. Густяхина, А. Е. Густяхин
Раздел: Формирование стратегии и тактики обучения, основанных на эффективных моделях, основанных на больших данных, нейронных сетях и машинном обучении
Технологии искусственного интеллекта становятся важным инструментом для повышения эффективности педагогической деятельности. Одним из перспективных решений в этой области является платформа Qwen. В статье рассматриваются возможности Qwen в педагогической деятельности. Приводятся примеры использования различных моделей Qwen для создания учебных материалов, интерактивного контента, автоматизации оценивания и поддержки индивидуального обучения. // Artificial intelligence technologies are becoming an essential tool for enhancing the effectiveness of pedagogical activities. One of the promising solutions in this field is the Qwen platform. The article explores the potential of Qwen in educational practice, providing examples of how its various models can be used to create learning materials, interactive content, automate assessment, and support personalized learning.
Авторы: А. Н. Дробахина
Раздел: Формирование стратегии и тактики обучения, основанных на эффективных моделях, основанных на больших данных, нейронных сетях и машинном обучении
В статье описываются особенности применения нейронных сетей при обучении школьников программированию на примере Сhat GPT. Приводится пример изучения темы «Графика». // The article describes the features of the introduction of neural network in teaching programming to pupils on the example of Chat GPT. An example of studying the topic «Graphics» is given.
Авторы: С. В. Журавлев
Раздел: Формирование стратегии и тактики обучения, основанных на эффективных моделях, основанных на больших данных, нейронных сетях и машинном обучении
В статье приведен сравнительный анализ различных онлайн-платформ с использованием искусственного интеллекта, которые можно использовать в работе учителя. Рассматривается применение платформ в реализации веб-квеста как формы разнообразия учебного урока физики. Приводится пример по теме физики восьмого класса «Основы Термодинамики». // The article provides a comparative analysis of various online platforms using artificial intelligence that can be used in the work of a teacher. The use of platforms in the implementation of a web quest as a form of diversity in a physics lesson is considered. An example is given on the topic of physics for the eighth grade «Fundamentals of Thermodynamics».
Авторы: Е. В. Позднякова, К. В. Клюева
Раздел: Формирование стратегии и тактики обучения, основанных на эффективных моделях, основанных на больших данных, нейронных сетях и машинном обучении
В статье рассматриваются направления проектной работы для школьников, в реализации которых используются возможности искусственного интеллекта (ИИ), проводятся примеры проектной работы, основанной на технологии 3D-сканирования с применением ИИ, выделяются ее преимущество и недостатки, а также представляется практический опыт автора по организации подобной работы. // The article examines the areas of project work for schoolchildren, which use the capabilities of artificial intelligence (AI), provides examples of project work based on 3D scanning technology using AI, highlights its advantages and disadvantages, and presents the author's practical experience in organizing such work.
Авторы: К. С. Читайло
Раздел: Формирование стратегии и тактики обучения, основанных на эффективных моделях, основанных на больших данных, нейронных сетях и машинном обучении
Эффективность и управление ресурсами с использованием ИИ
В статье рассматриваются вопросы, касающиеся использования нейросетевых технологий в целях популяризации и продвижения библиотек. Рассматривается современная проблема снижения имиджа библиотек и, как следствие, приоритетного использования обучающимися информационных источников непроверенного качества, размещенных в сети интернет. Авторами сделан вывод о том, что имидж библиотек образовательных учреждений влияет на качество образования в целом. // The article examines issues related to the use of neural network technologies for the purposes of popularization and promotion of libraries. It considers the modern problem of the decline in the image of libraries and, as a consequence, the priority use by students of information sources of unverified quality, posted on the Internet. The authors conclude that the image of libraries of educational institutions affects the quality of education in general.
Авторы: Е. В. Шевчук, А. В. Педель
Раздел: Эффективность и управление ресурсами с использованием ИИ
В статье рассматривается возможность автоматизации различных административных процессов в образовательных учреждениях с помощью искусственного интеллекта (ИИ). Описываются примеры успешных практик внедрения решений ИИ в образовательные учреждения. // The article examines the possibility of automating various administrative processes in an educational institution using artificial intelligence (AI). Examples of successful practices for implementing AI solutions in educational institutions are described.
Авторы: И. В. Сликишина, Д. А. Свиридова
Раздел: Эффективность и управление ресурсами с использованием ИИ