Выпуск №1(94)

Материалы XIX Международной научно-практической конференции «Технологическое обучение школьников и профессиональное образование в России и за рубежом»

27 февраля 2025 г.

Научно-методические достижения в сфере технологической подготовки школьников и студентов

В статье раскрыт процесс воспитания дисциплинированности в процессе технологического образования учащихся в Республике Беларусь, выявлены условия для формирования у учащихся положительного отношения к дисциплине труда, а также проанализировано содержание психологической подготовки учащихся к труду. // The article reveals the process of discipline education in the process of technological education of students in the Republic of Belarus, identifies the conditions for the formation of students' positive attitude to the discipline of work, and analyzes the content of psychological preparation of students for work.

Авторы: С. Я. Астрейко, П. С. Козловский, И. И. Клабук

Раздел: Научно-методические достижения в сфере технологической подготовки школьников и студентов

В статье раскрыты особенности организации проектного обучения как средства реализации творческого потенциала обучающихся в опоре на рефлексирование каждого этапа и шага процесса проектирования. Предлагаются конкретные средства и обобщены условия эффективности использования описанных методических приемов. // The article reveals the features of the organization of project training as a means of realizing the creative potential of students based on the reflection of each stage and step of the design process. Specific tools are proposed and the conditions for the effective use of the described methodological techniques are summarized.

Авторы: Е. В. Тихонова

Раздел: Научно-методические достижения в сфере технологической подготовки школьников и студентов

Организация творческой и изобретательской деятельности школьников в социальных проектах

Статья посвящена проблеме формирования мотивации и познавательных учебных действий для изучения курса химии основной школы через обучение в детском технопарке Кванториум. Приводятся примеры мотивации учащихся к предмету химии. Создание необходимых условий для повышения интереса обучающихся к содержанию обучения и к самой учебной деятельности - возможности проявить в учении умственную самостоятельность и инициативность. // The article is devoted to the problem of formation of motivation and cognitive educational actions for studying a basic school chemistry course through training at the children's technopark quantorium. Examples of students' motivation for the subject of chemistry are given. Creating the necessary conditions to increase students' interest in the content of education and in the educational activity itself - the opportunity to show mental independence and initiative in teaching.

Авторы: Е. В. Мартовицкая, А. В. Мартовицкая

Раздел: Организация творческой и изобретательской деятельности школьников в социальных проектах

Проблемы, состояние и перспективы развития среднего и высшего профессионального образования

Статья посвящена проблеме профессионального самоопределения для успешной самореализации в дальнейшей профессиональной деятельности в основной школе. // The article is devoted to the problem of professional self-determination for successful self-realization in further professional activity in secondary school.

Авторы: О. А. Кравцова

Раздел: Проблемы, состояние и перспективы развития среднего и высшего профессионального образования

В статье отражены роль и место практико-ориентированных задач в курсе математики 7-9 классов. Приводится результат анализа учебников алгебры и геометрии. Определены виды, а также представлен авторский сайт с задачами практического содержания. Приведено процентное содержание практико-ориентированных заданий в учебниках алгебры и геометрии. // The article reflects the role and place of practice-oriented tasks in the mathematics course of grades 7-9. The result of the analysis of textbooks of algebra and geometry is given. The types are defined, and the author's website with practical tasks is presented. The percentage of practice-oriented tasks in textbooks of algebra and geometry is given.

Авторы: Н. А. Нонь, С. А. Опарина

Раздел: Проблемы, состояние и перспективы развития среднего и высшего профессионального образования

В статье рассматриваются вопросы, связанные с реализацией Национального проекта «Образование». В частности, рассматривается опыт взаимодействия высокотехнологичных образовательных центров с различными организациями региона в вопросах профессиональной ориентации школьников на инженерно-технические специальности, а также для совершенствования дополнительного образования технической направленности. // The article discusses issues related to the implementation of the National Project «Education». In particular, the experience of interaction between high-tech educational centers and various regional organizations in matters of professional orientation of schoolchildren in engineering and technical specialties, as well as for improving additional education in a technical field, is considered.

Авторы: А. Г. Дорошенко

Раздел: Проблемы, состояние и перспективы развития среднего и высшего профессионального образования

статье рассмотрены аспекты необходимости формирования дополнительных профессиональных компетенций под запрос работодателей. // The article discusses the aspects of the need to form additional professional competencies at the request of employers.

Авторы: О. А. Кравцова

Раздел: Проблемы, состояние и перспективы развития среднего и высшего профессионального образования

Современные педагогические и информационные технологии в образовательном процессе

Применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий регламентируются нормативными документами федерального и университетского значения. Реализация форматов ЭО и ДОТ происходит в цифровой образовательной среде университета. Одним из инструментов позволяющим решить учебные вопросы выступает система личных кабинетов преподавателей и студентов. Работа таких личных кабинетов представлена в статье. // The use of e-learning and distance learning technologies is regulated by regulatory documents of federal and university significance. The implementation of the EO and DOT formats takes place in the digital educational environment of the university. One of the tools that allows you to solve educational issues is the system of personal accounts of teachers and students. The work of such personal accounts is presented in the article.

Авторы: Н. С. Бодруг

Раздел: Современные педагогические и информационные технологии в образовательном процессе

Статья посвящена проблеме формирования инженерного (технологического) мышления у современных школьников. В качестве одного из эффективных способов формирования инженерного мышления рассматривается выполнение заданий с несколькими вариантами решения. Приводятся примеры формулировок и решений вариативных экспериментальных задач по физике, заданий по математике, информатике. // The article is devoted to the problem of the formation of engineering (technological) thinking in modern schoolchildren. As one of the effective ways of forming engineering thinking, the performance of tasks with several solutions is considered. Examples of formulations and solutions of variable experimental problems in physics, tasks in mathematics, and computer science are given.

Авторы: А. А. Васильев, О. В. Васильева, И. А. Васильев

Раздел: Современные педагогические и информационные технологии в образовательном процессе

В статье рассматриваются возможности применения инструментов искусственного интеллекта в организации учебного процесса. Авторы описывают построение индивидуальной образовательной траектории обучающегося, используя накопление, обработку и применение больших объемов информации. // The article discusses the possibilities of using artificial intelligence tools in the organization of the educational process. The authors describe the construction of an individual educational trajectory of a student using the accumulation, processing and application of large amounts of information.

Авторы: А. А. Васильев, Л. Н. Горелова

Раздел: Современные педагогические и информационные технологии в образовательном процессе

Статья посвящена проблеме особенностей, которые необходимо учитывать при обучении программированию гуманитариев. Описываются отличия в мотивации студентов гуманитариев и технических специальностей. // The article is devoted to the problem of features that must be taken into account when teaching programming to humanities students. The differences in the motivation of students in the humanities and technical specialties are described.

Авторы: В. П. Густяхина, А. Е. Густяхин

Раздел: Современные педагогические и информационные технологии в образовательном процессе

В статье рассматривается научно-образовательное пространство. Автор отмечает, что одним из механизмов, способствующих формированию эффективного научно-образовательного пространства, является конкурс «Умная школа», объединивший школьников, учителей, представителей ученической и родительской общественности, культуры и бизнеса. // The article examines the scientific and educational space. The author notes that one of the mechanisms contributing to the formation of an effective scientific and educational space is the «Smart School» competition, which united schoolchildren, teachers, representatives of the student and parent community, culture and business.

Авторы: А. Н. Дробахина

Раздел: Современные педагогические и информационные технологии в образовательном процессе

В статье представлена авторская методика обучения студентов направленности «Компьютерный дизайн» дисциплине «Программирование на JavaScript», которая подразумевает подробное объяснение теоретического материала с разбором решения некоторых задач. Приводится пример изучения темы «Графика и подпрограммы». // The article presents the author’s methodology for teaching students of the «Computer Design» focus the discipline «JavaScript programming», which involves a detailed explanation of the theoretical material with an analysis of some problem solving. An example of studying the topic «Graphics and subprograms» is given.

Авторы: С. В. Журавлев

Раздел: Современные педагогические и информационные технологии в образовательном процессе

В статье рассматривается организация вводного курса программирования на языке Python. Сравнивается использование для этих целей языка Scratch, игровых движков начального уровня и библиотеки черепашьей графики. Даются рекомендации по преодолению проблем, возникающих в ходе использования в учебном процессе библиотеки черепашьей графики. // The article examines the design and implementation of an introductory programming course using Python. It compares the effectiveness of Scratch, entry-level game engines, and the turtle graphics library as tools for teaching programming. The paper also provides recommendations for addressing challenges that arise when integrating the turtle graphics library into educational settings.

Авторы: С. Д. Коткин

Раздел: Современные педагогические и информационные технологии в образовательном процессе

Статья посвящена методической разработке по созданию веб-анимации для студентов среднего профессионального образования. В статье раскрыты понятие «анимация», «веб-анимация». Рассмотрен опыт педагогов в данном направлении. Описана методика создания step-by-step анимации на платформе Tilda. // The article is devoted to methodological development for students of secondary vocational education on creating web animation. The article reveals the concepts of «animation» and «web animation». The experience of teachers in this direction is considered. A technique for creating step-by-step animation on the Tilda platform is described.

Авторы: К. С. Читайло, Э. А. Пеннер

Раздел: Современные педагогические и информационные технологии в образовательном процессе

В данной статье рассмотрены проблемы, с которыми сталкиваются образовательные организации, преподаватели и студенты, при использовании проприетарного программно-аппаратного обеспечения и предложен способ решения этих проблем через внедрение open-source технологий, в частности программы FreeCAD. Показаны преимущества использования open-source технологий в образовании, а также приводится описание САПР FreeCAD и методика поэтапного изучения его возможностей в процессе групповой проектной и исследовательской деятельности, как школьников, так и студентов колледжей и ВУЗов. // This article considers the problems faced by educational organizations, teachers and students when using proprietary hardware and software and proposes a way to solve these problems through the introduction of open-source technologies, in particular, the FreeCAD program. The advantages of using open-source technologies in education are shown, as well as the description of FreeCAD CAD program and the methodology of step-by-step study of its capabilities in the process of group design and research activities of both schoolchildren and students of colleges and universities are given.

Авторы: С. С. Савельев

Раздел: Современные педагогические и информационные технологии в образовательном процессе

В статье раскрыт педагогический потенциал музея вычислительной техники на базе ВУЗа. Определены его практические задачи. Предложены темы музейных занятий для учебной и внеучебной работы студентов. // The article reveals the pedagogical potential of a computer science museum based at a university. Its practical tasks are defined. Topics of museum classes for academic and extracurricular work of students are proposed.

Авторы: А. И. Читайло, К. С. Читайло

Раздел: Современные педагогические и информационные технологии в образовательном процессе

Статья посвящена проблеме применения интерактивных методов обучения в профессиональной подготовке дизайнеров. Особое внимание уделяется использованию электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в учебном процессе на конкретных примерах педагогической практики. Выделены положительные аспекты применения ЭОР в обучении дизайнеров: доступность к актуальной информации, мотивация студентов, формирование цифровой грамотности, быстрая адаптация студентов к изменениям в профессиональной сфере, повышение эффективности учебного процесса. // The article is devoted to the problem of using interactive teaching methods in the professional training of designers. Special attention is paid to the use of electronic educational resources in the educational process based on specific examples of pedagogical practice. Positive aspects of using electronic educational resources in teaching designers: access to up-to-date information, student motivation, development of digital literacy, rapid adaptation of students to changes in the professional sphere, increased efficiency of the educational process.

Авторы: О. С. Шкиль

Раздел: Современные педагогические и информационные технологии в образовательном процессе

Цифровая трансформация технологической подготовки – совмещение традиций и инноваций

В статье рассматривается организация проектной деятельности в учебном процессе для школьников и студентов вуза, как инструмент формирования и развития научно-образовательного пространства в регионе. Приведены примеры организации проектов молодыми учителями информатики и педагогами учреждений среднего профессионального образования. // The article examines the organization of project activities in the educational process for schoolchildren and university students as a tool for the formation and development of scientific and educational space in the region. Examples of project organization by young computer science teachers and teachers of secondary vocational education institutions are given.

Авторы: И. В. Сликишина

Раздел: Цифровая трансформация технологической подготовки – совмещение традиций и инноваций