Выпуск №6(93)

Материалы III Всероссийской научно-практической конференции с междун. участием «ИИ в образовании. Современные достижения и перспективы применения: в генерации знаний, управлении, обучении, оценке результатов обучения и формировании компетенций обучающихся»

9 июля 2024 г.

Адаптивные возможности образования на основе ИИ (доступность для лиц с ограниченными возможностями)

Современное образование все больше требует от обучающихся не простого изучения информации, а приобретения необходимых практических навыков. Долгое время ключевое значение в обучении и подготовки новых кадров. // Modern education increasingly requires students not to simply study information, but to acquire the necessary practical skills. For a long time, the key importance is in the education and training of new personnel.

Авторы: К. В. Галынина

Раздел: Адаптивные возможности образования на основе ИИ (доступность для лиц с ограниченными возможностями)

Одной из основных проблем адаптации инвалидов и лиц с ОВЗ в социуме является проблема создания условий для организации полноценного образовательного процесса. В статье описаны технологии на основе искусственного интеллекта, которые позволят эффективно взаимодействовать с инвалидами различных нозологий и организовывать способы альтернативной коммуникации в процессе обучения. // One of the main problems of adaptation of people with disabilities and people with disabilities in society is the problem of creating conditions for the organization of a full-fledged educational process. The article describes artificial intelligence-based technologies that will allow effective interaction with people with disabilities of various nosologies and organize alternative communication methods in the learning process.

Авторы: Е. Е. Фомина, О. Ф. Гефеле, А. Ю. Смирнов

Раздел: Адаптивные возможности образования на основе ИИ (доступность для лиц с ограниченными возможностями)

Организация обучения и методическое обеспечение дисциплин «Основы искусственного интеллекта», «Системы искусственного интеллекта в профессиональной деятельности педагога»

Статья посвящена исследованию роли Интернета вещей в современном образовании. В настоящее время Интернет вещей играет важную роль в изменении традиционной системы образования, стимулируя внедрение инновационных методов обучения. Благодаря умным устройствам и сенсорам, ученики могут получать персонализированное обучение, а учителя могут эффективнее отслеживать прогресс каждого ученика. // The article is devoted to the study of the role of the Internet of things in modern education. Currently, the Internet of Things plays an important role in changing the traditional education system, stimulating the introduction of innovative teaching methods. With smart devices and sensors, students can receive personalized learning and teachers can better track each student's progress.

Авторы: А. Н. Дробахина

Раздел: Организация обучения и методическое обеспечение дисциплин «Основы искусственного интеллекта», «Системы искусственного интеллекта в профессиональной деятельности педагога»

В статье рассматривается использование нейросетей для развития творческих способностей студентов. Описываются преимущества и возможности применения нейросети YandexGPT2 в образовательном процессе, также приведены примеры практических заданий с использованием искусственного интеллекта. // The article discusses the use of neural networks for the development of students' creative abilities. The advantages and possibilities of using the YandexGPT2 neural network in the educational process are described, as well as examples of practical tasks using artificial intelligence.

Авторы: А. Э. Можарова

Раздел: Организация обучения и методическое обеспечение дисциплин «Основы искусственного интеллекта», «Системы искусственного интеллекта в профессиональной деятельности педагога»

В статье представлены материалы по обучению студентов педагогического вуза разработке промтов для генерации презентаций, оценочных материалов и практических заданий с помощью сервисов искусственного интеллекта. // The article presents materials on training students of a pedagogical university to develop industrial processes for generating presentations, assessment materials and practical tasks using artificial intelligence services.

Авторы: И. В. Сликишина

Раздел: Организация обучения и методическое обеспечение дисциплин «Основы искусственного интеллекта», «Системы искусственного интеллекта в профессиональной деятельности педагога»

Представлен обзор направлений в астрофизике и космологии, где находят применение различные методы искусственного интеллекта, позволяя более эффективно решать задачи реконструкции изображений, классификации объектов, отбора моделей. // An overview of areas in astrophysics and cosmology is presented, where various methods of artificial intelligence are used, allowing one to more effectively solve problems of image reconstruction, object classification, and model selection.

Авторы: А. И. Читайло

Раздел: Организация обучения и методическое обеспечение дисциплин «Основы искусственного интеллекта», «Системы искусственного интеллекта в профессиональной деятельности педагога»

В статье описаны перспективы использования генераторов трехмерных моделей, представлен опыт создания 3D-объектов с помощью сервиса Tripo AI, раскрыта суть метода иерархического предсказания поверхности. // The article describes the prospects for using generators of three-dimensional models, presents the experience of creating 3D objects using the Tripo AI service, and reveals the essence of the hierarchical surface prediction method.

Авторы: К. С. Читайло

Раздел: Организация обучения и методическое обеспечение дисциплин «Основы искусственного интеллекта», «Системы искусственного интеллекта в профессиональной деятельности педагога»

Персонализированное обучение на основе ИИ (микросреда образования, интернет площадки и обратная связь)

В данной статье описывается роль нейросетей и систем искусственного интеллекта в качестве инструмента, используемого в современной системе образования. // This article describes the role of neural networks and artificial intelligence systems as a tool used in the modern education system.

Авторы: В. П. Густяхина

Раздел: Персонализированное обучение на основе ИИ (микросреда образования, интернет площадки и обратная связь)

В статье представлен анализ использования технологий ИИ в педагогической практике. Авторы приходят к выводу, новые разработки создали возможности в решении задач индивидуализации и персонализации обучения. Однако для их эффективного и безопасного внедрения следует решить ряд нормативных, социальных и организационных проблем в сфере образования. // The article presents an analysis of the use of AI technologies in teaching practice. The authors conclude that new developments have created opportunities in solving the problems of individualization and personalization of learning. However, for their effective and safe implementation, a number of regulatory, social and organizational problems in the field of education should be solved.

Авторы: В. А. Николаева, А. А. Онипко

Раздел: Персонализированное обучение на основе ИИ (микросреда образования, интернет площадки и обратная связь)

Планирование социальной среды и коммуникаций обучающихся, управляемое социальное и эмоциональное развитие детей с использованием ИИ

В статье рассматриваются вопросы, касающихся автоматизации формирования отчетов по научно-исследовательской деятельности для организаций образования на основе актуальных данных электронной библиотеки Elibrary. Обоснована необходимость разработки программного обеспечения, представлены результаты его практической реализации. Описаны конкурентные преимущества представленного подхода к автоматизации мониторинга публикационной активности. // The article discusses issues related to the automation of the generation of reports on research activities for educational organizations based on current data from the Elibrary electronic library. The need for software development is substantiated, and the results of its practical implementation are presented. The competitive advantages of the presented approach to automating monitoring of publication activity are described.

Авторы: Е. В. Шевчук, И. А. Кшенин

Раздел: Планирование социальной среды и коммуникаций обучающихся, управляемое социальное и эмоциональное развитие детей с использованием ИИ

Формирование стратегии и тактики обучения, основанных на эффективных моделях, основанных на больших данных, нейронных сетях и машинном обучении

В статье кратко описываются особенности внедрения искусственного интеллекта в сферу образования. Рассматриваются особенности применения нейронных сетей при обучении школьников программированию на примере Replit AI, которая умеет генерировать коды программ. // The article briefly describes the features of the introduction of artificial intelligence in the field of education. The features of the use of neural networks in teaching programming to pupils are considered using the example of Replit AI, which can generate program codes.

Авторы: С. В. Журавлев

Раздел: Формирование стратегии и тактики обучения, основанных на эффективных моделях, основанных на больших данных, нейронных сетях и машинном обучении

В статье представлен обзор основных возможностей и направлений использования современных систем искусственного интеллекта для создания цифрового образовательного контента. Проанализированы особенности организации образовательного процесса в условиях цифровой трансформации общества. // The article provides an overview of the main capabilities and directions for using modern artificial intelligence systems to create digital educational content. The features of the organization of the educational process in the context of the digital transformation of society are analyzed.

Авторы: Е. В. Трапезников, А. Ф. Лобода

Раздел: Формирование стратегии и тактики обучения, основанных на эффективных моделях, основанных на больших данных, нейронных сетях и машинном обучении

Исследование посвящено определению стратегии продуктивного использования технологии нейросетей при подготовке будущих учителей. Нейросети рассматриваются как средство формирования у педагогов культуры информационного поиска, критического анализа и осмысления информации, этического использования цифрового контента. // The study is devoted to defining a strategy for the productive use of neural network technology in the training of future teachers. Neural networks are considered as a means of developing a culture of information retrieval, critical analysis and comprehension of information, and ethical use of digital content among teachers.

Авторы: В. С. Федотова

Раздел: Формирование стратегии и тактики обучения, основанных на эффективных моделях, основанных на больших данных, нейронных сетях и машинном обучении

Эффективность и управление ресурсами с использованием ИИ

Статья посвящена проблеме использования искусственного интеллекта в образовательном процессе, возможностям применения ИИ участниками образовательного процесса, рассматриваются этические проблемы и проблемы авторского права. Предлагаются решения для работы педагога с генеративным ИИ, приводятся примеры сервисов. Даны рекомендации для педагогов, как определить авторство нейросети в работе школьников. // The article is devoted to the problem of using artificial intelligence in the educational process, the possibilities of using AI by participants in the educational process, ethical problems and copyright issues are considered. Solutions for the teacher's work with generative AI are proposed, and examples of services are provided. Recommendations are given for teachers on how to determine the authorship of the neural network in the work of schoolchildren.

Авторы: Н. В. Симонова

Раздел: Эффективность и управление ресурсами с использованием ИИ

В настоящее время цифровизация выступает одним из ключевых трендов развития высшего образования, что делает данный процесс важным фактором повышения конкурентоспособности университетов в условиях инновационной экономики. В данной работе приведены практические рекомендации по цифровизации вузов, основанные на анализе рисков цифровизации российских университетов и исследовании основных показателей цифровизации представителей образовательной среды. // Currently, digitalization is one of the key trends in the development of higher education, which makes this process an important factor in increasing the competitiveness of universities in the innovation economy. This paper provides practical recommendations for the digitalization of universities based on the analysis of the risks of digitalization of Russian universities and the study of the main indicators of digitalization of representatives of the educational environment.

Авторы: А. Г. Изотова

Раздел: Эффективность и управление ресурсами с использованием ИИ