Выпуск №6(99)

Организация образовательного процесса средствами современных технологий: педагогический и технологический аспекты

2 июля 2025 г.

Научные исследования в педагогике

В статье представлен сравнительный анализ механизмов подготовки педагогических кадров высшей квалификации в аспирантуре России и Китая. Выявлены различия в образовательных системах, обусловленные историческими и культурными традициями. Российская аспирантура характеризуется академической свободой, в то время как китайская – высокой регламентацией и эффективным контролем качества. Предложен подход к созданию более совершенной системы путем синтеза лучших практик обеих моделей. // The article presents a comparative analysis of the mechanisms for training highly qualified teaching staff in postgraduate education in Russia and China. Differences in educational systems due to historical and cultural traditions are revealed. Russian postgraduate education is characterized by academic freedom, while Chinese postgraduate education is characterized by high regulation and effective quality control. An approach to creating a more advanced system by synthesizing the best practices of both models is proposed.

Авторы: И. .. Фан

Раздел: Научные исследования в педагогике

В данной статье рассматриваются вопросы развития аналитического мышления у обучающихся в ходе изучения информатики. Предлагается структура и компоненты аналитической компетентности (абстрактно-логический, критический, системный, образный, алгоритмический, ассоциативный). // This article is about the formation of analytical thinking in students during the study of computer science. The structure and components of analytical competence (abstract-logical, critical, systemic, figurative, algorithmic, associative) are proposed.

Авторы: Т. М. Шамсутдинова

Раздел: Научные исследования в педагогике

Прикладные задачи искусственного интеллекта

В статье рассматриваются возможности применения нейросетевых технологий (ChatGPT, Midjourney, Canva и др.) в проектной деятельности учащихся. Анализируются этапы работы над проектом, где искусственный интеллект (ИИ) может выступать в роли помощника: от генерации идей до подготовки презентации. Приводятся практические рекомендации для педагогов по интеграции ИИ-инструментов в образовательный процесс с учетом академической честности и критического мышления. // The article discusses the possibilities of using neural network technologies (ChatGPT, Midjourney, Canva, etc.) in students' project activities. The stages of work on a project where AI can act as an assistant are analyzed: from generating ideas to preparing a presentation. Practical recommendations for teachers on the integration of I-tools into the educational process, taking into account academic integrity and critical thinking, are given.

Авторы: И. В. Сликишина, С. А. Васковская

Раздел: Прикладные задачи искусственного интеллекта

В статье рассматривается рекомендации по эффективному использованию нейросетей на различных этапах проектной деятельности с фокусом на структурные составляющие проекта. // The article provides recommendations for the effective use of neural networks at various stages of project activities, focusing on the structural components of the project.

Авторы: И. В. Сликишина, И. А. Иова

Раздел: Прикладные задачи искусственного интеллекта

В статье описывается применение нейросетей на этапе подготовки мультимедийных презентаций. Выделены ключевые преимущества ИИ: автоматизация рутинных задач, повышение качества оформления и структурирования материала, развитие цифровых компетенций. Представлены рекомендации по использованию нейросетей, включая необходимость проверки информации, указания источников, применения качественного промпта, сохранения авторского вклада. // The article describes the application of neural networks at the stage of preparing multimedia presentations. Key advantages of AI are highlighted: automation of routine tasks, improvement of content design and structuring, and development of digital competencies. Recommendations for the use of neural networks are presented, including the need to verify information, indicate sources, use high-quality prompts, and preserve the author's contribution.

Авторы: А. Н. Дробахина, В. А. Нестеренко

Раздел: Прикладные задачи искусственного интеллекта

В статье рассматриваются возможности применения искусственных нейросетей для автоматизации разработки проектной документации в сфере образования. Обоснована объективная необходимость внедрения ИИ-технологий как средства интеллектуальной поддержки. Представлены два типа моделей: специализированные системы и универсальные ИИ-инструменты. Описаны их ключевые функциональные возможности, а также особенности практического применения. Подчеркивается, что искусственные нейросети являются эффективным вспомогательным инструментом, но не могут полностью заменить профессиональную экспертизу. // The article explores the possibilities of applying artificial neural networks to automate the development of project documentation in the field of education. The objective necessity of implementing AI technologies as a tool for intelligent support is substantiated. Two types of models are presented: specialized systems and universal AI tools. Their key functional capabilities and features of practical application are described. It is emphasized that artificial neural networks are an effective auxiliary tool but cannot fully replace professional expertise.

Авторы: А. Н. Дробахина, Р. М. Рахматуллин

Раздел: Прикладные задачи искусственного интеллекта