ПРОЦЕСС ОРГАНИЗАЦИИ ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-УКРЕПЛЯЮЩЕЙ РАБОТЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Раздел: Обучение и воспитание детей дошкольного, младшего и среднего школьного возрастов, и подростков в контексте современных проблем и перспектив образования

Журнал: Материалы V Международной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы современного образования: практика вуза и школы». Часть 1

25 февраля 2021 г.

Авторы: Мнацаканян Лилит Арменовна

УДК 00.03

Л. А. Мнацаканян

L. A. Mnatsakanyan

Мнацаканян Лилит Арменовна, аспирант кафедры специальной педагогики и психологии, Армянский государственный педагогический университет им. Хачатура Абовяна, г. Ереван, Армения.

Lilit Mnatsakanyan Armen, P.hD student Department of Special Education and Psychology, Armenian State Pedagogical University after Khachatur Abovyan, Yerevan, Armenia.

 

ПРОЦЕСС ОРГАНИЗАЦИИ ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-УКРЕПЛЯЮЩЕЙ РАБОТЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

THE PROCESS OF ORGANIZATION OF HEALTH AND STRENGTHENING WORK IN PRIMARY SCHOOL

 

Аннотация. В статье представлены актуальность оздоровительно-укрепляющей работы в начальной школе, пути совершенствования, методы, средства и подходы современной педагогики.

Annotation. This article addresses the importance of health-strengthening activities, methods for implementing activities, and ways to perfect current pedagogical approaches.

Ключевые слова: оздоровительно-укрепляющая работа, начальная школа, инклюзивное образование, физическое воспитание, исследование.

Keywords: health-strengthening works, intellectual disabilities, elementary school, inclusive education, physical education, observation.

 

Всестороннее развитие подрастающего поколения, подготовка его к жизни и к активной трудовой деятельности всегда считалось важной составной частью программ экономического и социального развития каждого государства. В связи с идеей комплексного подхода к постановке учебно-воспитательного процесса в системе образования большое значение приобретают вопросы организации и проведение оздоровительно-укрепляющей работы с детьми, имеющими отклонения в развитии вообще, и умственно отсталыми детьми в частности. Оздоровительно-укрепляющей работе всегда уделялось большое внимание, как в теории, так и на практике, ей посвящены многие работы известных специалистов (Р. Д. Бабенкова 1983, А. А. Дмитриев 2002, Н. А. Козленко 1994, Е. М. Мастюкова 1987, В. М. Мозговой 1993 и др.).

Несмотря на то, что в разные времена специалисты изучали проблемы умственной отсталости и физического воспитания детей школьного возраста, определяли пути улучшения, состояния здоровье, физического развитии и физической подготовленности, многие вопросы этой проблемы требуют дальнейшей разработки и значительного совершенствования.

Современное научно-техническое развитие выводит на второй план физический труд, который, снижает двигательную активность и физическую нагрузку, отрицательно влияет на общее развитие сердечно-сосудистой и дыхательной системы человека. Это еще в большей степени определяет значимость разработки эффективных средств, методов и педагогических условий для организации и проведении оздоровительно-укрепляющей работы в системе образовательных учреждений, в том числе и в специальной (вспомогательной) школе [2, с. 82; 3, с. 35-38].

Важность рассматриваемой проблемы определяется также и тем, что умственно отсталые школьники имеют вторичные отклонения в развитии (нарушения осанки, ходьбы, сердечно-сосудистой и дыхательной системы и др.), которые также снижают двигательную активность, отрицательно влияют на игровую, учебную, трудовую и другие виды деятельности этих детей. Поэтому, разработка педагогических подходов, построения оздоровительно-укрепляющей работы с умственно отсталыми младшими школьниками в режиме учебного дня и во внеклассное время станет основой как для профилактики этих нарушений, так и их устранении. Однако, как свидетельствуют литературные данные и практика, в системе обучения и воспитания детей, имеющих умственную отсталость, этой проблеме не уделяется достаточное внимание [1, с. 59]. Вместе с тем значимость этой проблемы для данной категории детей трудно переоценить, поскольку интеллектуальная ограниченность развития отрицательно сказывается на всех сферах жизнедеятельности ребенка, сдерживая его общее развитие. Все это приводит как к двигательной, так и общей их пассивности, отсутсвия интереса к проводимым мероприятиям, в том числе и физкультурно-оздоровительным. Поэтому, как свидетельствуют литературные данные (В. М. Мозговой 1971, 1972, 1993, Г. В. Мнацаканян 1973, Е. Н. Правдина, В. В. Лебединский 1983) дети, имеющие умственную отсталость, отстают по всем показателям развития от своих нормально развитых сверстников.

С другой стороны, низкие показатели развитии сердечно-сосудистой и дыхательной системы, нарушения осанки, низкая работоспособность этих детей значительно усложняет эффективную организацию и проведение всей учебно-воспитательной, развивающей работы с ними, подготовки их к трудовой деятельности [2, с. 86; 3, с. 37].

Таким образом, становится очевидным, что проблема совершенствования постановки оздоровительно-укрепляющей работы в системе обучения и воспитания умственно отсталых младших школьников является весьма актуальной, имеет исключительно важное теоритическое, практическое и социальное значение.

Актуальность проблемы определяется также недостаточной разработанностью вопросов, относительно способов совершенствования средств, методов и педагогических условий, организации и проведения оздоровительно-укрепляющей работы с умственно отсталыми младшими школьниками и развития у них практических умений и навыков их выполнения.

При определении проблемы исследования мы исходим, прежде всего, из анализа ранее соответсвующих представлений о содержании оздоровительно-укрепляющей работы и практики, ее проведения в массовой (общеобразовательной), в интегративной и в специальной школе. На основе анализа специальной научно-методической литературы по рассматриваемой проблеме и школьной практики, установлено, что в процессе организации оздоровительно-укрепляющей работы с детьми условно можно выделить следующие формы:

  1. В режиме учебного дня
    -         гимнастика до начало учебных занятий;
    -         физкультминутки и физкульт-паузы на общеобразовательных уроках;
    -         мероприятия на большой перемене;
    -         мероприятия на уроках физкультуры;
  2. Во внеклассное время:
    -         занятия в форме выполнения доступных физических упражнений (оздоровительные группы, коррекционные занятия, спортивные кружки);
    -         прогулки, экскурсии, туристические походы;
    -         физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприяртия (спорт-конкурс, игры, показательные мероприятия, соревнования и др.;
  3. Самостоятельные занятия (под врачебно-педагогическим контролем).

Представленные выше положения и определяют основную направленность нашего исследования-теоретико-экспериментальное изучение особенностей построения оздоровительно-укрепляющей работы с умственно отсталыми младшими школьниками, оптимизации средств, методов и педагогических условий совершенствования этой работы.

Актуальность проблемы, ее теоретическая и практическая значимость, а также недостаточная экспериментальная разработанность определили следующие основные направления наших исследований:

  • исследование степени теоретической и практической разработанности изучаемой проблемы;
  • определения уровня информированности учителей и воспитателей в изучаемых вопросах;
  • изучение постановки оздоровительно-укрепляющей работы в специальных (вспомогательных) и интегративных школах республики;
  • характеристика существующих подходов к организации и проведения оздоровительно-укрепляющей работы в изучаемых типах школ;
  • разработка средств, методов и условий для совершенствования постановки оздоровительно-укрепляющей работы с умственно отсталыми младшими школьниками;

Результаты исследования будут внедрены в практику работы учителей и воспитателей работующих с данным контингентом детей.

Список литературы

  1. Жулепов, В. И. Физическое состояние умственно отсталых детей и пути его оптимизации [Текст]. / В. И. Жулепов, О. В. Булгакова, В. В. Апокин. // Физическая культур, 2006. – № 3. – С. 59-60.
  2. Козленко, Н. А. Физическое воспитание учащихся младших классов вспомогательной школы [Текст]. / Н. А. Козленко. – Киев, 1966.
  3. Мозговой, В. М. Характеристика двигательных нарушений у умственно отсталых учащихся [Текст]. / В. М. Мозговой. // Дефектология, 1993. – № 3. – С. 35-38.
PDF