СОВРЕМЕННОЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ

Раздел: Проблемы и перспективы дополнительного образования

Журнал: Материалы VIII Международной очно-заочной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы современного образования: практика вуза и школы», Часть 2

8 апреля 2024 г.

Авторы: Покровская Марина Геннадьевна

Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании, 2024. № 3 (90). infed.ru

_______________________________________________________________________

 

УДК 37

М. Г. Покровская

M. G. Pokrovskaya

Покровская Марина Геннадьевна, педагог доп. образования, МБУ ДО «ЦДТ», г. Абакан, Россия.

Pokrovskaya Marina Gennadievna, teacher of additional education, MBU DO «CDT», Abakan, Russia.

 

СОВРЕМЕННОЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ

MODERN ADDITIONAL CHILDREN'S EDUCATION

 

Аннотация. В статье рассматривается значимость дополнительного образования в контексте социально-экономических изменений современного общества. Основное внимание уделяется взаимодействию между основным и дополнительным образованием, их взаимозависимости и роли в формировании непрерывно образованного человека. Акцентированы ключевые характеристики дополнительного образования (институциональность, возрастные особенности аудитории, личностная ориентированность и др.), а также стратегии развития этого вида образования в ответ на текущие и проектируемые потребности общества и экономики. Особое внимание уделено дополнительному образованию взрослых и его значению для социальных аспектов жизнедеятельности человека. Подчеркивается важность аддитивности и комплементарности в дополнительном образовании, а также перечисляются современные методические подходы к обучению взрослых.

Annotation. The article examines the importance of additional education in the context of socio-economic changes in modern society. The main attention is paid to the interaction between basic and additional education, their interdependence and role in the formation of a continuously educated person. The key characteristics of additional education (institutionalization, age characteristics of the audience, personal orientation, etc.), as well as strategies for the development of this type of education in response to the current and projected needs of society and the economy, are emphasized. Particular attention is paid to additional education for adults and its importance for the social aspects of human life. The importance of additivity and complementarity in additional education is emphasized, and modern methodological approaches to adult education are listed.

Ключевые слова: дополнительное образование, непрерывное образование, социально-экономические трансформации, рынок труда, профессиональное переподготовка, взрослое образование, инновационные образовательные стратегии, личностное развитие, образовательные тренды, институционализация, аддитивность, комплементарность, методика обучения взрослых, самоорганизация.

Keywords: additional education, continuing education, socio-economic transformations, labor market, professional retraining, adult education, innovative educational strategies; personal development, educational trends, institutionalization, additivity, complementarity, adult education methods, self-organization.

 

Актуальность исследования определяется особым значением, которое приобрело дополнительное образование в последнее время. В нашей стране она связана с коренными социально-экономическими трансформациями в обществе. Реорганизация отечественной экономики и общества в целом приводит к реструктуризации производственных отраслей, значительным изменениям на рынке труда, сокращению ряда традиционных рабочих мест, появлению новых профессий и выдвижению дополнительных требований к уже имеющимся. В ответ на новые потребности рынка усиленно развивается дополнительное образование детей и взрослых, переключающееся в режим разнообразной и мобильной системы образовательных услуг, интеграции традиционно сложившейся системы с учебными заведениями нового типа.

Дополнительное образование детей и взрослых в нашей стране и других странах мира становится одним из ведущих видов образования, приобретая все большее социальное и личностное значение и превращается в особую сферу жизнедеятельности человека, расширяет его возможности. Оно выступает не просто как образование, дополняющее основное образование, но как предпосылка основного образования, как условие его развития, как его конкурент и как его продолжение. Основное образование порождает необходимость дополнительного, а не вытесняет или заменяет его. Основное и дополнительное образование детей и взрослых взаимосвязаны и предусматривают друг друга.

Дополнительное образование с внутренней позиции человека, включенного в образовательный процесс, является органической составной частью иерархически организованной системы «непрерывное образование – дополнительное образование» и представляет собой самостоятельный вид образования.

Его основными системообразующими признаками являются:

1) институциональность полученного образования;

2) наличие основного образования;

3) возрастные особенности контингента учащихся;

4) личностная ориентированность;

5) актуализация образовательных потребностей;

6) комплементарность;

7) непрерывность включенности в образовательный процесс [2].

Разнообразие форм и содержания дополнительного образования можно понять через два опознавательных признака: аддитивность - частичное дополнение компенсирующего или коррекционного содержания, которое пополняет уже имеющиеся базовые знания, и комплементарность, чего нет в образовании человека, но жизненно необходимо, то есть дополнение образовательного потенциала к желаемой человеком полноте.

Признаки аддитивности и комплементарности взаимосвязаны и взаимопереходны: единственным критерием их принципиального отличия является оценка значимости дополнительного образования для самого учащегося.

Развитие дополнительного образования идет в направлении все большего усиления комплементарной составляющей полноценного образования человека, что связано не с недостатками основного образования, а с его принципиальной невозможностью, являясь конечным по сути, обеспечить полноту образования человеку в условиях высоко динамичного социума.

Развитие дополнительного образования детей и взрослых может идти по следующим направлениям:

1) увеличение разнообразия содержания, видов и форм образовательных услуг;

2) расширение возрастных границ учащихся;

3) усиление роли учреждений дополнительного образования;

4) создание корпоративных университетов «внутри» крупных компаний;

5) рост внимания к образовательным потребностям пожилых людей, лиц «третьего» и «четвертого» возраста;

6) переход от ответственности и фирм к личной ответственности за свое образование взрослого человека и др. [1].

Дополнительное образование взрослых рассматривается в качестве основного образовательного толка («mainstream education»), а не какого-то необязательного, факультативного дополнения («optional extra»). Его назначение заключается в обеспечении и сопровождении основных форм социальной жизнедеятельности личности - профессиональных, гражданских, семейных, личных.

К числу положений, используемых при дополнительном образовании, относятся:

1) четкая постановка целей, выраженных в поведенческих реакциях учащихся;

2) использование опыта слушателей и их компетенции;

3) тренировка и развитие умений;

4) учет возрастных особенностей функционирования важнейших психических функций человека;

5) обучение умению получать новые знания;

6) самонаправленность обучения;

7) рефлексивная практика;

8) учет социального контекста обучения;

9) изменение индивида в процессе обучения.

Современные рекомендации по дополнительному образованию [3; 4] могут быть суммарно представлены в следующих положениях:

1) создание на занятиях особого климата «взрослости» («climate of adultness»), вызывающего у учащихся ощущение их принятия и поддержки, порождает дух взаимоуважения между всеми участниками педагогического процесса;

2) сотрудничество учащихся и преподавателя, проявляющееся на всех этапах процесса обучения;

3) конструктивная постановка целей с точным указанием условий и стандарта их выполнения;

4) создание условий для запоминания учебного материала на самих занятиях;

5) постоянная практика, основывающаяся на использовании опыта учащихся;

6) добровольность участия во всех видах образовательной деятельности;

7) интеграция новой информации в уже имеющуюся систему знаний;

8) адекватность содержания обучения взрослым учащимся;

9) практическая направленность обучения;

10) поддержание и развитие мотивации;

11) своевременная «обратная связь», положительная и содержательная оценка результатов;

12) учет положительных и отрицательных переживаний учащихся;

13) преимущественное использование активных методов обучения, моделирующих ситуации реальной жизни;

14) «дух критической рефлексии», подводящий к новому видению разных сторон профессиональной, личной и политической жизни; терпимость к альтернативным взглядам;

15) формирование и усиление самонаправленности личности;

16) учет социального контекста обучения.

В современном мире наблюдается тенденция преобразования дополнительного образования как объективной общественной потребности в особенность жизнедеятельности человека, которая расширяет его возможности и повышает уровень общей активности и самоорганизации.

Список литературы

  1. Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации : федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 (в редакции от 24.04.2020) // КонсультантПлюс: [веб-сайт]. – Текст : электронный. – URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения : 13.01.2024).
  2. Российская Федерация. Законы. Об образовании в РФ [Электронный ресурс] : федеральный закон от 10 июля 1992 г. № 3266-1-ФЗ (в редакции от 17.12.2009 N 313-ф3) // КонсультантПлюс : [веб-сайт]. – Текст : электронный. – URL : http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1888/ (дата обращения : 13.01.2024).
  3. Концепция развития дополнительного образования детей : распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р. – URL : http://static.government.ru/media/files/ ipA1NW42XOA.pdf (дата обращения : 13.01.2024). – Текст : электронный.
  4. Косарецкий, С. Г. Дополнительное образование детей в России: единое и многообразное / С. Г. Косарецкий, М. Е. Гошин, А. А. Беликов и др. ; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. – Москва : Издательский дом Высшей школы экономики. – 2019. – 277 с. – Текст : непосредственный.

                                                

© Покровская М. Г., 2024

PDF