НАПРАВЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ВУЗЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Раздел: Использование информационно-коммуникационных технологий в общем, дополнительном, среднем профессиональном и высшем образовании

Журнал: Проблемы и перспективы современного физ.-математ. и цифрового образования.Ч.2 (Материалы национальной конференции)

29 апреля 2020 г.

Авторы: Шестакова Лидия Геннадьевна , Белоус Анастасия Вячеславовна

УДК 378.147

Л. Г. Шестакова, А. В. Белоус

L. G. Shestakova, A. V. Belous

Шестакова Лидия Геннадьевна, кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой, ПГНИУ, г. Соликамск, Россия.
Белоус Анастасия Вячеславовна, студентка 2 курса ПГНИУ, г. Соликамск, Россия.

Shestakova Lidiya Gennadievna, candidate of pedagogical Sciences, head of department, PSU, Solikamsk, Russia.
Belous Anastasia Vyacheslavovna, 2-year student PSU, Solikamsk, Russia.

 

НАПРАВЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ВУЗЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

DIRECTIONS FOR USING THE OPPORTUNITIES OF DIGITALIZATION OF EDUCATION IN HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS

 

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению направлений использования в учебном процессе вуза возможностей цифровизации образования. Выделены возможности дистанционного обучения, включая онлайн-курсы повышения квалификации преподавателей вуза, электронного портфолио.

Annotation. The article is devoted to consideration of the directions of using the digitalization of education opportunities in the educational process of a university. Opportunities for distance learning, including online training courses for University teachers, and an electronic portfolio are highlighted.

Ключевые слова: цифровизация образования, электронное портфолио, обучение в вузе, онлайн-курсы, повышение квалификации.

Keywords: digitalization of education, electronic portfolio, university education, online courses, advanced training.

 

В современном мире образование развивается, если не быстрее, то уж точно на уровне с другими отраслями жизни человека. Страна стоит перед всеобщей цифровизацией. В образование приходят новейшие методы обучения, активно использующие информационные и цифровые технологии. В данной статье рассмотрим использование в учебном процессе вуза возможностей цифровизации образования.

Под понятием цифрового образования подразумеваются электронное обучение, различные образовательные дистанционные курсы, которые проводятся при помощи сети Интернет, использование современных информационных технологий в процессе обучения. В литературе уделяется значительное внимание рассматриваемому вопросу. Так, пример использования информационной среды вуза, функционирующей на основе системы Moodle, для организации обучения студентов педагогических направлений представлен в статье Л. П. Латышевой, А. Ю. Скорняковой, Е. Л. Черемных [2].

Очевидные плюсы такого обучения – это дистанционность и доступность из любого места в любое время (при условии наличия Интернет-соединения, если не подразумевается кэширование уроков/лекций/других данных на какое-либо устройство обучаемого); соответствие времени и поколению и автоматизирование (или упрощение) ряда некоторых обязанностей. Это обуславливается необходимостью непрерывного обучения с рабочего места или из дома; повышения уровня качества образования; необходимостью отслеживания индивидуальных успехов учащихся. Дистанционное обучение обычно более выгодны с финансовой точки зрения. Нет необходимости куда-то ехать, оформлять командировку на работе или отпуск и т.д. Даже если обучение платное, оно обычно все равно обходится дешевле.

Следующее направление связано с использованием электронного портфолио. Н. Ю. Старобор [3] описывает реализацию проекта на базе свободно распространяемой системы Mahara. Дается пошаговое описание работы по заполнению портфолио. Использование электронного портфолио в настоящее время актуально и для студента, и для преподавателя. Его возможности шире первоначального понятия «папка достижений» при условии, что оно систематизировано по компетенциям или трудовым функциям. В этом случае электронное портфолио, во-первых, может быть включено в учебный процесс как средство формирования и демонстрации владения компетенциями, использоваться членами государственной итоговой комиссии на этапе оценивания сформированности компетенций. Во-вторых, оно позволит продемонстрировать свои возможности (владение трудовыми функциями) потенциальному работодателю. Выпускники бакалавриата смогут его представить при поступлении в магистратуру, выпускники магистратуры – в аспирантуру. В-третьих, целенаправленная работа по заполнению электронного портфолио в условиях перехода на профессиональные стандарты позволит планировать свое повышение квалификации, профессионального уровня, освоения новых функций.

Еще одно направление использования цифровизации образования связано с повышением квалификации преподавателя вуза. Профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» предусматривает, не реже одного раза в три года, обучение по дополнительным профессиональным программам (в соответствии с профилем педагогической деятельности). ФГОС ВО содержат требование, что квалификация педагогических работников должна отвечать требованиям профстандарта. Вузы включают этот показатель в эффективный контракт и/или рейтинг преподавателя. Преподавателю надо проходить повышение квалификации (а в ряде случаев и профессиональную переподготовку) по профилю читаемых курсов не реже 1 раза в три года, а лучше чаще.

Основная возможность онлайн-курсов для повышения квалификации преподавателя состоит в том, что в удобное время без отрыва от основной работы (без финансовых затрат на проезд и проживание) можно пройти обучение по выбранной образовательной программе (исходя из перечня читаемых учебных курсов) с получением удостоверения установленного образца. Дополнительно преподаватель сам приобретает опыт использования дистанционных технологий, что поможет ему в последующем применить в работе со студентами.

В литературе [1] среди результатов обучения на онлайн-курсах отмечают параллельное освоение преподавателем умений и навыков использовать онлайн-технологии в своей работе. У преподавателя постепенно формируется готовность использовать приемы электронного и смешанного обучения в работе со студентами. Кроме того, на онлайн-курсах часто предусмотрена такая форма работы, как взаимообучение, что тоже позволяет получить дополнительные знания и установить новые контакты.

Любому нововведению присущи плюсы и минусы. В случае цифровизации образования очевидными минусами являются: современные технологии могут отвлекать от учебного процесса; отрицательное влияние на коммуникативные навыки обучающихся (не хватает «живого» общения с преподавателем и сокурсниками); достаточно высокие требования к материально-техническому обеспечению и его постоянному обновлению.

Конечно, плюсов больше, чем минусов, но образование всегда будет определяться отношением учитель – ученик, поэтому ключевая роль отведена именно педагогу. К нему студенты будут обращаться за консультацией. Для этого необходимо и для преподавателей проводить различные курсы повышения квалификации, обучения работе с Интернет-сервисами. Также педагогу необходимо изобретать интересные цифровые уроки с использованием актуальных технологий, чтобы разнообразить учебный процесс и сделать его интересным для обучающихся любого возраста. Обучаемые и преподаватели должны говорить на одном языке. И сейчас это язык современных технологий, Интернета и различных гаджетов.

Список литературы

  1. Гущина, О. М. Массовые открытые онлайн-курсы в системе подготовки и повышения квалификации педагогических кадров [Текст]. / О. М. Гущина, О. П. Михеева. // Образование и наука. 2017. – Т. 19. – № 7. – С. 119-136.
  2. Латышева, Л. П. Дистанционные технологии в подготовке педагогов дополнительного математического образования [Текст]. / Л. П. Латышева, А. Ю. Скорнякова, Е. Л. Черемных // Информатика и образование. 2018. – № 2 (291). – С. 42-50. – 2019. –  № 21. – С. 163-166.
  3. Старобор, Н. Ю. Методика создания и заполнения электронного портфолио студента [Текст]. / Н. Ю. Старобор // Интеллектуальные ресурсы – региональному развитию. 2018. – № 1. – С. 258-261.
PDF