Электронный научный журнал

Информационно-коммуникационные технологии
в педагогическом образовании

12+

Методические основы педагогических измерений современной начальной школы в условиях введения ФГОС

Автор: И. В. Валеева
Раздел: ИТ в образовании

Решением Координационного совета при Департаменте общего образования Минобрнауки России по вопросам организации введения ФГОС рекомендована к использованию образовательными учреждениями РФ примерная основная образовательная программа начального общего образования. Таким образом, современная российская педагогическая общественность оказалась в процессе освоения парадигмы (совокупности фундаментальных научных установок, представлений и терминов) деятельностного подхода во внеурочной деятельности, в которой информационно-коммуникационные технологии призваны стать инструментарием универсальных учебных действий.

В современных условиях интенсификации работы с информацией тестирование на ПК – оптимальный подход, так как формирует деятельность школьников, позволяющую им ориентироваться в информационно - коммуникативных технологиях, формирует способность грамотно применять ИКТ-компетентность, как один из важных элементов универсальных учебных действий, осваивая все образовательные предметы.

Это не значит, что традиционные методики не будут использованы вовсе, речь ведется о целесообразности широкого использования цифровых инструментов и возможностей современной информационно-образовательной среды. Поэтому программа формирования универсальных учебных действий на ступени начального образования содержит подпрограмму, определяющую необходимые элементы ИКТ‑компетентности для учащихся. При этом ИКТ обязательно должны широко применяться при оценке сформированности универсальных учебных действий.

Учебная ИКТ-компетентность определяется, как способность решать учебные задачи с использованием инструментов ИКТ в соответствии с возрастными возможностями младшего школьника.

Проведение педагогических измерений обучающихся прогнозируется в рамках системно-деятельностного подхода, обеспечивающего использование совокупности приемов, способов взаимодействия ребенка с каждым предметом, как с целостным множеством элементов. Организация межпредметного тестирования позволяет учителю формировать соответствующие позиции планируемых результатов, с учётом специфики каждого учебного предмета исключить дублирование при освоении ребенком одинаковых умений в различных предметных областях, осуществлять интеграцию содержания различных учебных курсов. Освоение работы с тестовыми технологиями может входить в содержание факультативных курсов, кружков, внеклассной деятельности школьников.

Программа формирования ИКТ-компетентности в тестовых технологиях должна включать следующие разделы:

Знакомство учащихся со средствами тестовых технологий, где будет рассмотрено и использование безопасных для здоровья приёмов работы со средствами ИКТ, и использование здоровье сберегающих технологий: выполнение компенсирующих упражнений.

Фиксация ответов тестовой информации, где нужно рассмотреть ввод информации в компьютер, сохранение вводимой информации, использование сменных носителей (флэш‑карт).

Создание текстов для ответа на вопрос теста с помощью компьютера, где нужно рассмотреть создание текста, клавиатурное письмо, основные правила и инструменты создания и оформления текста, работу в простом текстовом редакторе, полуавтоматический орфографический контроль.

Редактирование ответов теста, где нужно рассмотреть приемы редактирования текста.

Представление и обработка данных, где нужно рассмотреть нахождение числовых данных в вопросах, касающихся естественно-научных сведений.

Поиск информации, где нужно рассмотреть поиск информации в соответствующих возрасту цифровых источниках, формулирование запроса, интерпретация результатов поиска, сохранение найденного объекта.

Основное содержание программы «Формирование ИКТ‑компетентности обучающихся» реализуется средствами различных учебных предметов, соответственно и тестирование должно охватывать различные учебные направления. Бесконечно ценным, в таком случае, было бы использование того или иного элемента ИКТ-компетентности непосредственно в тестировании. Такая связь обеспечит: мотивацию; контроль результатов освоения ИКТ; повышение эффективности применения ИКТ в каждом предмете.

Хорошо, что распределение материала по различным предметам не является в момент использования тестовых технологий жёстким, освоение тестовых технологий и закрепление освоенного может происходить в ходе занятий по разным предметам и носить смешанный характер. Предлагаемое использование тестовых технологий направлено на достижение баланса при проведении анализа соответствующих аналитических умений ребенка в различных предметах.

В рамках каждого предмета может быть использовано тестирование на ПК, а формирование ИКТ-компетентности обучающихся будет развиваться параллельно:

Русский язык. В этой дисциплине тестовыми технологиями позволительно отследить: различные способы передачи информации (буква, пиктограмма, иероглиф, рисунок), овладение клавиатурным письмом, знакомство с основными правилами оформления текста на компьютере, основными инструментами создания и простыми видами редактирования текста, использование полуавтоматического орфографического контроля.

Литературное чтение. В этой дисциплине тестовыми технологиями позволительно отследить: квалифицированную работу ребенка с мультимедийными продуктами (включающими текст, иллюстрации, аудио‑ и видеофрагменты), анализ содержания, языковых особенностей и структуры мультимедиа сообщения; определение роли и места иллюстративного ряда в тексте.

Иностранный язык. В этой дисциплине тестовыми технологиями позволительно отследить системно – деятельностный подход ребенка: в подготовке плана и тезисов электронного сообщения, в создании небольшого иностранного текста на компьютере, в восприятии и понимании основной информации в небольших письменных сообщениях, в использовании компьютерного словаря, экранного перевода отдельных слов.

Математика и информатика. В этом направлении тестовыми технологиями позволительно отследить: применение математических знаний и представлений, а также методов информатики для решения тестовых задач типового характера, начальный опыт применения математических знаний и подходов информатики в решения тестовых задач не типового характера, представление, анализ и интерпретация данных в ходе работы с текстами, таблицами, диаграммами, несложными графами, объяснение, сравнение и обобщение информации, выбор оснований для образования и выделения совокупностей, представление причинно-следственных и временных связей с помощью цепочек, работу с простыми геометрическими объектами в интерактивной среде компьютера: построение, изменение, измерение, сравнение геометрических объектов.

Окружающий мир. В этом направлении тестовыми технологиями позволительно отследить: фиксацию информации о внешнем мире и о самом себе с использованием инструментов ИКТ, сбор числовых данных, проведение опытов с помощью инструментов ИКТ, поиск дополнительной информации для решения учебных задач, создание информационных объектов в качестве отчёта о проведённых исследованиях.

Все выше сказанное позволяет сделать вывод о возможности формирования средствами тестовых технологий креативного отношения ребенка к личному образовательному процессу, к труду и в целом к жизни.

Оставить комментарий







Авторизация
E-mail

Пароль  


Регистрация