ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБУЧАЮЩИХ ПРОГРАММ КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ

Раздел: ИТ в образовании

Журнал: Применение ИКТ в системах среднего профессионального и высшего образования

3 ноября 2009 г.

Авторы: Мухамедзянова Наталья Алексеевна

Н. А. Мухамедзянова

ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБУЧАЮЩИХ ПРОГРАММ КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ

Одной из важнейших проблем, стоящих перед высшими и средними учебными заведениями страны, является повышение качества подготовки молодых специалистов. Современный студент и выпускник должен не только получать, но и уметь самостоятельно приобретать новые научные сведения.

Понятие «самостоятельная работа» многогранно. С одной стороны самостоятельная работа рассматривается как вид деятельности, стимулирующий активность, самостоятельность, познавательный интерес, и как основа самообразования, толчок к дальнейшему повышению квалификации, а с другой стороны - как система мероприятий или педагогических условий, обеспечивающих руководство самостоятельной деятельностью студентов на занятиях или во внеаудиторное время без непосредственного руководства, но под наблюдением преподавателя.

Использование электронных обучающих пособий позволяет обеспечить одну и ту же компьютерную среду, как в компьютерном классе учебного заведения, так и дома на персональном компьютере.

Электронное обучающее пособие - это новый жанр учебной литературы, оно не может и не должно заменять книгу. Так же как экранизация литературного произведения принадлежит к иному жанру, так и электронно-обучающее пособие принадлежит к совершенно новому жанру произведений учебного назначения. И так же как просмотр фильма не заменяет чтения книги, по которой он был поставлен, так и наличие электронно-обучающего пособия не только не должно заменять чтения и изучения обычного учебника, а напротив, побуждать студента взяться за книгу.

Электронное обучающее пособие это не текст с картинками, не справочник, его функция принципиально иная - максимально облегчить понимание и запоминание (причем активное, а не пассивное) наиболее существенных понятий, утверждений и примеров, вовлекая в процесс обучения иные, нежели обычный учебник, возможности человеческого мозга, в частности, слуховую и эмоциональную память, а также используя мультимедийные возможности компьютера.

Текстовая составляющая, как правило, ограничена - ведь остаются обычный учебник, бумага и ручка для углубленного изучения уже освоенного на компьютере материала.

Как условие повышения качества обучения, электронное обучающие пособия необходимо и студентам потому, что оно:

  • облегчает понимание изучаемого материала за счет иных, нежели в печатной учебной литературе, способов подачи материала;
  • допускает адаптацию в соответствии с потребностями студента, уровнем его подготовки, интеллектуальными возможностями и амбициями;
  • освобождает от громоздких вычислений и преобразований, позволяя сосредоточиться на сути предмета, рассмотреть большее количество примеров и решить больше задач;
  • предоставляет широчайшие возможности для самопроверки на всех этапах работы;
  • дает возможность красиво и аккуратно оформить работу и сдать ее преподавателю в виде файла или распечатки;
  • выполняет роль бесконечно терпеливого наставника, предоставляя практически неограниченное количество разъяснений, повторений, подсказок и проч.

Электронное обучающее пособие необходимо студенту, поскольку без него он не может получить прочные и всесторонние знания и умения по данному предмету.

Для преподавателя электронное обучающее пособие удобно потому, что оно:

  • позволяет преподавателю проводить занятия в форме самостоятельной работы за компьютерами, оставляя за собой роль руководителя и консультанта;
  • позволяет преподавателю с помощью компьютера быстро и эффективно контролировать знания учащихся, задавать содержание и уровень сложности контрольного мероприятия.
  • позволяет выносить на лекции и практические занятия материл по собственному усмотрению, возможно, меньший по объему, но наиболее существенный по содержанию, оставляя для самостоятельной работы с электронным пособием то, что оказалось вне рамок аудиторных занятий;
  • освобождает от утомительной проверки домашних заданий, типовых расчетов и контрольных работ, передоверяя эту работу компьютеру;
  • позволяет оптимизировать соотношение количества и содержания примеров и задач, рассматриваемых в аудитории и задаваемых на дом;
  • позволяет индивидуализировать работу со студентами, особенно в части, касающейся домашних заданий и контрольных мероприятий.

Из выше изложенного следует, активная роль информационных технологий в образовании состоит в том, что они не только выполняют функции инструментария, используемого для решения определенных педагогических задач, но и стимулируют развитие дидактики и методики, способствуют созданию новых форм обучения и образования, что позволяет значительно повысить качество обучения студентов.

Список литературы

1.        Воронина, Т.П. Образование в эпоху новых информационных технологий. [Текст] / Т.П. Воронина, В.П. Кашицин, О.П. Молчанова - М., 2006. - 206 с.

2.        Гарунов, М.Г. Самостоятельная работа студентов. [Текст] / М.Г. Гарунов, П.И. Пидкасистый - М.: Знание, 1978.

3.        Гриценко, В.Н. Информационная технология - вопросы развития и применения. [Текст] / В.Н. Гриценко, Б.Н. Паньшин - Киев: Наук.думка, 2003.- 272 с.

4.        Крылова, Т.В. Автоматизированные o6yчающие системы: технология подготовки учебного курса и компьютеризации. [Текст] / Т.В. Крылова, М.А. Казимирова - Высш. школа, 2004.-63 с.

5.        Крюкова, О.П. Дистанционное обучение. Опыт, проблемы, перспективы [Текст] / О.П. Крюкова, Ю.И. Лобанов, Т.А. Тартарашвили.-М., 2005.-108 с.

6.        Полат, М.Ю. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повышения квалиф. Для пед. кадров [Текст] / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, В.В. Моисееве, А.Е. Петров. Под ред. Е.С. Полат. - М.: Издательский центр "Академп."-2006.-224 с.

7.        Ретинский, И.В. Основные типы компьютерных учебных, программ [Текст] / И.В. Ретинский, М.В. Шугрина. - М.: Просвещение, 2003.-175 с.

8.        Свириденко, С.С. Информационные технологии в интеллектуальной деятельности: Учебник. [Текст] / С.С. Свириденко. - Н.-МИЭПУ, 2004. - 240 с.

PDF