ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЗАДАНИЯ «ФИЗИКА В ТВОЁМ ГОРОДЕ»
Раздел: Материалы I Всероссийской очно-заочной практической конференции "Математика, физика, информатика:проблемы и перспективы современного образования" (Новокузнецк, февраль 2016)
Журнал: Проблемы и перспективы современного физического образования
1 июля 2016 г.
Авторы: Васильев Алексей Алексеевич
А. А, Васильев
ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЗАДАНИЯ «ФИЗИКА В ТВОЁМ ГОРОДЕ»
Системно-деятельностный подход, являющийся основным механизмом реализации Федерального государственного образовательного стандарта, предполагает активное вовлечение учащихся в решение практико-ориентированных задач, организацию учебных ситуаций, в которых ученик проявил бы максимальную самостоятельность в процессе познания и применения своих знаний на практике.
Вторжение аудиовизуальной информации в нашу жизнь и, особенно, в жизнь подрастающего поколения приводит к смене парадигмы восприятия информации. Школьники привыкают к тому, что информация подается визуальным способом. Принцип наглядности обучения предполагает, прежде всего, усвоение учащимися знаний путем непосредственных наблюдений за предметами и явлениями, путем их чувственного восприятия.
На наш взгляд, большим потенциалом в реализации принципов наглядности, практико-ориентированности и системно-деятельностного подхода в учебном процессе по физике обладают видеосюжеты «Физика в твоём городе», разработанные и реализованные учащимися.
В каждом городе есть места, которые пользуются повышенным вниманием горожан. Привлечение учащихся к объяснению с точки зрения физики явлений, устройства и принципа действия различных механизмов, которые являются достопримечательностью города, на наш взгляд, позволит, активизировать познавательный интерес школьника, разнообразить учебный процесс практико-ориентированными примерами, проиллюстрировать возможности физики при объяснении того, что окружает человека в его городе. Использование подобных заданий, по нашему мнению, будет способствовать побуждению учащегося не только к созерцанию окружающего, давно привычного, но и к осмыслению, объяснению с позиции имеющихся у него знаний.
В качестве примера рассмотрим принципы и примеры видеосюжетов «Физика в твоём городе», разработанные совместно со студенткой ФМФ Михайловой А.Г. и реализованных совместно с учащимися 9-х классов.
В видеосюжетах используется диалог между несколькими подростками. Один из участников имитирует удивленного «незнайку», другой (другие) участник(и) играет роль «знающего». По ходу видеосюжета формируется задача, вопрос, на который приводится ответ.
Продолжительность видеосюжетов: несколько минут.
Место действия сюжетов:
- музей боевой техники под открытым небом (парк отдыха «Топольки»);
- дворовый детский городок;
- улицы города.
Физическая основа видеосюжетов:
- закон сохранения механического импульса;
- закон сохранения и превращения механической энергии;
- условия устойчивости и равновесия тел;
- закон Бернулли;
- силы в природе;
- свет, поглощение света;
- температура, термометры, виды теплопередач.
Рассмотрим более подробно видеосюжет «Без винта»
Без винта Временной интервал 1:14 мин
Описание сюжета:
Часть I
- На этом месте должен быть винт. Я по телевизору видела.
- Нет. Это реактивный самолет.
- А в чем отличие? (А в чем его основная особенность?)
Часть II
- Реактивный двигатель засасывает воздух, воздух сжимается компрессором и поступает в камеру сгорания, куда подается топливо. Топливо сгорает и образуется газ высокой температуры, который, расширяясь, выбрасывается из сопла. Возникает реактивная тяга.
Часть I
- А что такое реактивная тяга?
Часть II
- Реактивная струя, вылетающая из сопла, обладает импульсом. Согласно закону сохранения механического импульса самолет приобретает такой же по величине импульс, но направленный в сторону, противоположной движению струи газа. Таким образом, самолет приобретает скорость. И чем больше импульс, тем больше скорость самолета. Теперь понятно!
Данный видеосюжет может впоследствии использоваться учителем в учебном процессе по физике.
Данный видеосюжет, на наш взгляд, целесообразно применять в учебном процессе по физике в 9 и 10 классах при изучении темы «Реактивное движение» и «Реактивные двигатели».
1. Особенности применения видеосюжета состоят в следующем:
· Видеосюжет может быть использован для активизации познавательного интереса перед изучением нового материала. В этом случае видеосюжет целесообразно повторять и после изучения нового материал.
· Видеосюжет может быть использован в качестве иллюстрации изучаемого материала. В этом случае учащихся просят объяснить увиденное с позиции изучаемого материала.
Видеосюжет может быть рассмотрен:
А. В 9 классе при изучении темы «Реактивное движение».
Б. В 10 классе при изучении тем «Закон сохранения импульса» и «Реактивные двигатели».
· Видеосюжет может быть использован при закреплении, повторении, систематизации и обобщении знаний. В этом случае перед демонстрацией сюжета целесообразно актуализировать следующие знания об импульсе тела, закону сохранения механического импульса, реактивном движении, третьем законе Ньютона (для старших классов также о тепловых двигателях после изучения разделов «Газовые законы», «Термодинамика»). Это может быть осуществлено следующим образом:
А. Учащиеся совместно с учителем перед просмотром видеоролика повторяют необходимый учебный материал.
Б. Учитель заранее (на предыдущем уроке) дает вопросы, которые учащиеся должны будут повторить дома.
В. Нескольким ученикам дается задание подготовить доклад и выступить с ним перед классом до показа ролика. Примерные темы для доклада: 9 класс («Реактивное движение в природе на примере кальмара, осьминога и растения Бешеный огурец»); 10 класс («Реактивная авиация», «Вертолеты», «Зачем понадобилась реактивная авиация»).
2. аключение о том, какие поверхности лучше отражают свет и почему.ия)После рассмотрения видеосюжета учащимся либо непосредственно на уроке, либо в качестве домашнего задания могут быть предложены следующие вопросы: «Где в природе встречается реактивное движение?» (растение – бешеный огурец, животные – кальмар, осьминог). Могут ли самолеты летать без двигателей? Какие это самолеты? (Самолеты, летающие без двигателей, называются планерами. Они изготовлены из легких материалов и планируют с помощью тепловых воздушных потоков).
3. Самостоятельно дома рассмотреть принцип действия винтовых самолетов, винта Архимеда, мясорубки и закон Бернулли. Провести опыт. Надуть воздушный шарик, не перевязывая его ниточкой, отпустить. Записать наблюдения. Объяснить увиденное с точки зрения физики.
Комментарии:
Данный сюжет содержит два вопроса («Принцип работы реактивного самолета», «Реактивное движение»), которые могут рассматриваться как во взаимосвязи, так и независимо друг от друга.