ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРЕЗЕНТАЦИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Раздел: VI Всероссийская научно-практическая конференция студентов, аспирантов и молодых ученых.Секция "Информатика в современной начальной школе"
Журнал: Научно-исследовательская работа студентов ФМиТЭФ НИФ КемГУ
5 сентября 2016 г.
Авторы: Головатюк Т. Е.
Т. Е. Головатюк
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРЕЗЕНТАЦИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В настоящее время в России наблюдается процесс становления новой системы образования. Приоритетной целью обучения в школе стало формирование у школьников целостной системы универсальных знаний, умений и навыков, а также способности к развитию и саморазвитию в процессе активного и сознательного присвоения нового социального опыта.
В этой связи Федеральный государственный стандарт начального общего образования отводит особое место универсальным учебным действиям.
Универсальные учебные действия – это обобщенные действия, которые порождают широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания, создают мотивацию к обучению.
В стандарте выделены личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.
Формирование познавательных универсальных учебных действий, которое связано с использованием знаково-символических средств, в том числе овладением действием моделирования, широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения учебных задач.
Если проанализировать более подробно содержание познавательных учебных действий, то можно прийти к выводу, что их освоение связано с умениями младших школьников работать с информацией, то есть информационными умениями. А это означает, что чрезвычайно важным делом в учебной деятельности учащихся становится овладение информационной грамотностью.
Под информационной грамотностью мы понимаем умение формулировать информационную потребность, запрашивать, искать, отбирать, оценивать и перерабатывать информацию, в каком бы виде она ни была.
Одним из средств, для формирования универсальных учебных действий являются учебные презентации. Презентация представляет собой динамический синтез текста, изображения и звука, и, следовательно, правильно использованная на уроке слайд-презентация позволяет учителю, во-первых, комплексно воздействовать на восприятие учебного материала обучающимися, и, во-вторых, развивать их умение анализировать, отбирать необходимую информацию, сопровождать свое выступление визуальным рядом. Все это способствует формированию познавательных учебных действий младших школьников.
Анализ методических рекомендаций по использованию презентаций в современной школе позволяет выделить достоинства этого средства формирования универсальных познавательных учебных действий применительно к младшему школьному возрасту:
1. Презентация помогает ученику выдерживать необходимую последовательность изложения материала, а, следовательно, ребенок учится выстраивать логически верно свои высказывания.
2. В презентации можно использовать мультимедийные эффекты. Она, как и любой компьютерный документ, может включать элементы анимации, аудио - и видеофрагменты. Это стимулирует внимание ребенка к сообщаемому учителем материалу. С другой стороны, если сам ученик создает презентацию на заданную тему, он учится работать с информацией, полученной из разных источников, анализировать ее, выбирать необходимый визуальный материал, раскрывающий содержание его выступления.
Чтобы сделать учебную презентацию максимально эффективной для формирования универсальных познавательных действий, были проанализированы имеющиеся в научно-методической литературе требования по созданию учебных презентаций и соотнесли их с возможным педагогическим эффектом в случае соблюдения этих требований.
Список литературы
1. Зенина, И.А. Принципы и правила создания учебных мультимедийных презентаций [Электронный ресурс] / И.А. Зенина. - Режим доступа: nauka.sfedu.ru/danui/files/Article_Zenina.doc
2. Как проектировать учебные действия в начальной школе / От действия к мысли [Текст] / Под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010. – 151 с.
3. Шестаков, А.П. Правила оформления компьютерных презентаций [Электронный ресурс] / А.П. Шестаков. - Режим доступа: http://comp-science.narod.ru/pr_prez.htm
Научный руководитель ст. преподаватель каф. ТиМПИ
Можарова А.Э.