ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРЕЗЕНТАЦИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Раздел: VI Всероссийская научно-практическая конференция студентов, аспирантов и молодых ученых.Секция "Информатика в современной начальной школе"

Журнал: Научно-исследовательская работа студентов ФМиТЭФ НИФ КемГУ

5 сентября 2016 г.

Авторы: Головатюк Т. Е.

Т. Е. Головатюк

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРЕЗЕНТАЦИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 

В настоящее время в России наблюдается процесс становления новой системы образования. Приоритетной целью обучения в школе стало формирование у школьников целостной системы универсальных знаний, умений и навыков, а также способности к развитию и саморазвитию в процессе активного и сознательного присвоения нового социального опыта.

В этой связи Федеральный государственный стандарт начального общего образования отводит особое место универсальным учебным действиям.

Универсальные учебные действия – это обобщенные действия, которые порождают широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания, создают мотивацию к обучению.

В стандарте выделены личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.

Формирование познавательных универсальных учебных действий, которое связано с использованием знаково-символических средств, в том числе овладением действием моделирования, широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения учебных задач.

Если проанализировать более подробно содержание познавательных учебных действий, то можно прийти к выводу, что их освоение связано с умениями младших школьников работать с информацией, то есть информационными умениями. А это означает, что чрезвычайно важным делом в учебной деятельности учащихся становится овладение информационной грамотностью.

Под информационной грамотностью мы понимаем умение формулировать информационную потребность, запрашивать, искать, отбирать, оценивать и перерабатывать информацию, в каком бы виде она ни была.

Одним из средств, для формирования универсальных учебных действий являются учебные презентации. Презентация представляет собой динамический синтез текста, изображения и звука, и, следовательно, правильно использованная на уроке слайд-презентация позволяет учителю, во-первых,  комплексно воздействовать на восприятие учебного материала обучающимися, и, во-вторых, развивать их умение анализировать, отбирать необходимую информацию, сопровождать свое выступление визуальным рядом. Все это способствует формированию познавательных учебных действий младших школьников.

Анализ методических рекомендаций по использованию презентаций в современной школе позволяет выделить достоинства этого средства формирования универсальных познавательных учебных действий применительно к младшему школьному возрасту:

1. Презентация помогает ученику выдерживать необходимую последовательность изложения материала, а, следовательно, ребенок учится выстраивать логически верно свои высказывания.

2. В презентации можно использовать мультимедийные эффекты. Она, как и любой компьютерный документ, может включать элементы анимации, аудио - и видеофрагменты. Это стимулирует внимание ребенка к сообщаемому учителем материалу. С другой стороны, если сам ученик создает презентацию на заданную тему, он учится работать с информацией, полученной из разных источников, анализировать ее, выбирать необходимый визуальный материал, раскрывающий  содержание его выступления.

Чтобы сделать учебную презентацию максимально эффективной для формирования универсальных познавательных действий, были проанализированы имеющиеся в научно-методической литературе требования по созданию учебных презентаций  и соотнесли их с возможным педагогическим  эффектом в случае соблюдения этих требований.

Список литературы

1.  Зенина, И.А. Принципы и правила создания учебных мультимедийных презентаций [Электронный ресурс] / И.А. Зенина. - Режим доступа: nauka.sfedu.ru/danui/files/Article_Zenina.doc

2.  Как проектировать учебные действия в начальной школе / От действия к мысли [Текст] / Под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010. – 151 с.

3.  Шестаков, А.П. Правила оформления компьютерных презентаций [Электронный ресурс] / А.П. Шестаков. - Режим доступа: http://comp-science.narod.ru/pr_prez.htm

Научный руководитель ст. преподаватель каф. ТиМПИ
Можарова А.Э.

PDF