КОРРЕКЦИЯ И РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ В КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ

Раздел: Модернизация профессионального образования

Журнал: Проблемы модернизации образования в XXI веке

29 ноября 2016 г.

Авторы: Дончева Юлия Георгиевна

УДК 378

Ю. Г. Дончева

Yu. G. Doncheva

КОРРЕКЦИЯ И РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ В КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ

CORRECTION AND DEVELOPMENT OF CULTURE IN THE COMMUNICATIVE ACTIVITIES OF FUTURE TEACHERS

Аннотация. Коммуникативная компетенция учителя является основополагающей его профессионализма, т.к. общение с детьми составляет сущность педагогической деятельности. Она имеет сложную структуру, складываясь из определенной системы научных знаний и практических умений.

Abstract. Communicative competence of the teacher is fundamental to his professionalism. Communication with children is the essence of pedagogical activity. It has a complex structure, developing from a certain system of scientific knowledge and practical skills.

 

С переходом общества от индустриального к постиндустриальному, сопровождающимся большим ростом необходимой для усвоения информации, возникает необходимость поиска новых подходов к организации учебного процесса в системе образования. Кардинально меняется роль и значение образования, пересматриваются задачи высшей школы. Актуализируется основная задача высшей педагогической школы - подготовка высококвалифицированного специалиста.

Высококвалифицированный учитель нового поколения уже должен обладать не только отличными знаниями коммуникативных технологий по специализированным учебным предметам, педагогике, методике, психологии, но и личностными качествами, отвечающими их социальному статусу и новым запросам социума, иными словами – быть конкурентоспособным на современном рынке труда.

Успешность разрешения поставленной задачи высшей школы зависит от многих факторов, позволяющих преподавательскому составу успешно, на высоком профессиональном уровне осуществлять учебно-воспитательный процесс [1]:

  1. педагогическое мастерство;
  2. глубокое владение системой обучающих, воспитывающих знаний, умений и навыков;
  3. коммуникативная компетенция;
  4. коммуникативно-организаторские качества личности педагога.

Всем известно, что основной формой передачи информации во время учебного процесса является общение, однако исследования методической, педагогической литературы показали, что культуре речевой, а тем более невербальной коммуникации будущих учителей уделяется недостаточное внимание. Опыт работы в вузе показал актуальность рассмотрения культуры речевой и невербальной коммуникации как отдельного учебного предмета на учебных занятиях. Это связано еще и с тем, что многие студенты испытывают трудности в общении (рис. 1-2). Так мы пришли к выводу, о целесообразности развития и корректировки различных форм коммуникативных навыков студентов во время занятий. Особенно это важно при обучении студентов и детей других национальностей [2].

Не менее важно развитие коммуникативных способностей студентов-переводчиков при их адаптации в начале обучения в вузе. Поскольку формами общения могут быть как информационно-коммуникативные и регуляционно-коммуникативные, так и аффективно-коммуникативные. То в данных формах общения специфическим образом проявляются коммуникативные и организаторские склонности личности. Коммуникативные и организаторские склонности личности в данном случае - это умение четко и быстро устанавливать деловые и товарищеские контакты, стремление проявлять инициативу на занятиях, а также участвовать в различных внутри вузовских мероприятиях.

Информационно-коммуникативная форма общения связана с информационным взаимодействием. Во время занятий, в процессе общения между педагогом и учащимися информация передается-принимается и формируется. К регуляционно-коммуникативной форме общения относится регуляция поведения. В данном случае возникает возможность регулировать не только свое собственное поведение, но и других, а также испытывать регуляционные воздействия с их стороны. Большую роль здесь играет профессионально-педагогическая культура преподавателя, которая будет оказывать благотворное влияние на личность учащегося в целом. Аффективно-коммуникативные формы общения относятся к эмоциональной сфере личности. В условиях общения возникает ситуация либо сближения эмоциональных состояний, либо их поляризация.

С целью выявления уровня общительности учителей, студентов и школьников, стиля их поведения в различных ситуациях было проведено исследование. Студентам был предложен тест на выявление общего уровня общительности учителей (по В.Ф. Ряховскому) (рис. 1).

Результаты исследования показали недостаточное развитие коммуникативных способности учителей - только 40% тестируемых обладают средним уровнем коммуникативных способностей. Тогда как профессия учителя, педагога априори зависит от его высокого уровня коммуникативных способностей, по нашему мнению.

Следует отметить, что среди тестируемых учителей, испытывающих трудности в общении, 60 % молодых специалистов. Преподавателям вуза, независимо от преподаваемой ими дисциплины (гуманитарной, технической и др.), следует обратить особое внимание на помощь студентам в развитии и формировании коммуникативных способностей. Методика оценки коммуникативных и организаторских способностей использовалась при работе со студентами (по В.В. Синявской и Б.А. Федорикину). Студентов, испытывающих трудности в коммуникации (при ответах на занятиях, в общении и др.) – 20 %, а обладающих средним уровнем общения – 33 %. Результаты тестирования педагогов и студентов показали, что уровень коммуникативных способностей педагогов выше, что можно объяснить опытом работы и приобретенными знаниями.

При выявлении уровня владения речевыми формами общения школьников выяснилось, что из опрошенных старшеклассников примерно 75 % признают потребность в общении с взрослыми. Из них только 30 % имеют доверительные отношения с ними и только у 20 % тестируемых высокий уровень развития коммуникативных способностей, а у остальных - различные затруднения в области отношений, которые могут быть преодолены либо самостоятельной коррекцией, либо специальными тренингами.

Проанализировав результаты исследования и использовав на занятиях фрагменты специальных тренингов (методика коммуникативных тренингов учащихся, программа игровых занятий, программа тренинга профессионально-педагогического общения) для коррекции и развития различных видов речевой деятельности, мы выявили результативность данных видов работы.

При использовании игровых приемов, одна и та же игра выступала в нескольких функциях: обучающей, развлекательной, коммуникативной, релаксационной, психотехнической, воспитательной, адаптационной и др.. Проведение игр способствовало развитию адаптивно важных качеств, таких как коммуникативные способности, умение релаксировать, психологическая устойчивость и др. Рационально также применение дидактических методов и приемов, адаптивной системы обучения (АСО) и т.д..

Показано, что не только знания и умения решают проблемы обучения и профессионального роста молодого учителя, но и многое зависит от личностно-психологических качеств и развитости коммуникативных способностей. Именно на их синтезирование и должна быть направлена работа преподавателя при помощи психолого-педагогических средств, в том числе выбором педагогических технологий, упражнений и т.д. При изучении дисциплин гуманитарного цикла следует формировать коммуникабельность и облегчать усвоение учебного материала во время занятий.

Тезаурус [3]

Педагогическое мастерство – это высокое и постоянно совершенствуемое искусство воспитания и обучения, доступное каждому педагогу, работающему по призванию и любящему детей.

Воспитание – передача общественно-исторического опыта новым поколениям с целью подготовки к общественной жизни и производительному труду.

Обучение – целенаправленное взаимодействие педагога и учащихся, в ходе которых решаются задачи обучения, профессионально-направленная деятельность педагога на передачу учащимся знаний, умений и навыков.

Система обучающих и воспитывающих знаний, умений и навыков – совокупность тесно взаимосвязанных друг с другом сложных и динамических отношений средств, методов, процессов воспитания и обучения, необходимых для организованного, целенаправленного и преднамеренного влияния педагога на формирование всесторонне развитой личности учащегося.

Коммуникативная компетенция – основополагающая профессионализма педагога, поскольку общение составляет сущность педагогической деятельности, имеет сложную структуру, складываясь из определенной системы научных знаний и практических умений.

Коммуникация – общение посредством вербальных (речевых) и невербальных (язык жестов) средств выражения. Общение – взаимные сношения, деловая или дружеская связь (С.И. Ожегов).

Коммуникативно-организаторские склонности личности педагога – умение четко и быстро устанавливать деловые и товарищеские контакты, участвовать в общественных мероприятиях, позитивно влиять на воспитанников, стремление проявлять инициативность и др.

Список литературы

  1. Воропаев, М.В. Выявление личностных факторов, связанных с профессиональной деятельностью [Текст] / М.В. Воропаев, А.В. Козодаев //Психопедагогика, 1996.-№1(3).; Сластенин В.А. Профессиональная подготовка учителя в системе высшего педагогического образования, М., 1982.
  2. Дончева, Ю. Интегрирование детей других национальностей на начальном этапе образования в Болгарии. [Текст] / Ю.  Дончева  // Материалы XIII Международных педагогических чтений от Компетентности учителя к компетентности учащегося: Факторы и условия восхождения. – Россия, Волгоград: Издательство лицея №8 „Олимпия”, Издательство ВГАПО, 2013, стр. 117-124, ISBN 978-5-906745-02-6.
  3. Рунова, С.А. Краткий словарь психолого-педагогических терминов (справочное пособие) [Текст] / С.А. Рунова, Л.И. Кундозерова. – Новокузнецк: РИО КузГПА, 2000. – 77 с.: ил. – Библиогр.: с. 75-76.
  4. Кундозерова, Л.И. Совершенствование работы по социально-профессиональной адаптации первокурсников в педвузе: методические рекомендации [Текст] / Л.И. Кундозерова, С.А. Рунова // Кузбасская государственная пед. академия. – Новокузнецк: РИО КузГПА, 2000. – 100 с. – 250 экз. – ISBN: 5-85117-148
  5. Рунова, С.А. Развитие языка профессионального общения будущих специалистов c помощью webquest (на примере учебной дисциплины «иностранный язык») [Текст] / Рунова С.А. // Интенсификация процесса обучения иностранным языкам в высшей и средней школе. (Материалы международной научно-практической конференции). – Новокузнецк: РИО КузГПА, 2010
PDF