ПУТИ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

Раздел: Проблемы, состояние и перспективы развития среднего и высшего профессионального образования

Журнал: Материалы XVIII Международной научно-практической конференции «Технологическое обучение школьников и профессиональное образование в России и за рубежом»

29 января 2024 г.

Авторы: Кравцова Ольга Александровна , Соколов Сергей Валерьевич

Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании, 2024. № 1 (88). infed.ru

_______________________________________________________________________

 

УДК 377.3

О. А. Кравцова, С. В. Соколов

O. A. Kravtsova, S. V. Sokolov

Кравцова Ольга Александровна, к. т. н., доцент каф. ИОТД, КГПИ ФГБОУ ВО «КемГУ», г. Новокузнецк, Россия.

Соколов Сергей Валерьевич, зав. отделом профориентационной работы и доп. образования, ГПОУ Кузнецкий металлургический техникум им. ИП. Бардина, г. Новокузнецк, Россия.

Kravtsova Olga Alexandrovna, Candidate of Technical Sciences, Associate Professor of the Department of IOTD, Kuzbass Humanitarian Pedagogical Institute of Kemerovo State University, Novokuznetsk, Russia.

Sokolov Sergey Valeryevich, Head of the Department of Career Guidance and Additional Education, Kuznetsk Metallurgical Technical School named Bardina I. P., Novokuznetsk, Russia.

 

ПУТИ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

WAYS OF PROFESSIONAL EDUCATION DEVELOPMENT IN RUSSIA

 

Аннотация. Профессиональное образование изначально задумывалось, как уровень образования, позволяющий овладеть профессиональными навыками и умениями. Именно в этом одновременно кроется и положительная и отрицательная стороны этого образования. Найдя решение данному противоречию, получится поднять престижность и востребованность профессионального образования на уровень необходимый для стабильного экономического развития страны.

Annotation. Vocational education was originally conceived as a level of education that allows you to master professional skills and abilities. This is exactly where the positive and negative sides of this education lie at the same time. Having found a solution to this contradiction, it will be possible to raise the prestige and demand for vocational education to the level necessary for the stable economic development of the country.

Ключевые слова: профессиональное образование, профессионалитет, проблемы развития профессионального образования.

Keywords: professional education, professionalism, problems of professional education development.

 

Система профессионального образования, зародившаяся в СССР, пережила и своих создателей, и ту систему, в которой она сформировалась. Это говорит лишь об одном – данная система изначально была разработана таким образом, что учитывала потребности стабильного развития промышленности в стране.

Однако, сложившаяся в конце прошлого века социальная и экономическая ситуации в нашей стране привели к кризису не только государства, но и всех сфер образования, а в первую очередь системы профессионального образования. Это было обусловлено тем, что наличие среднего общего образования под сомнение общество не ставило, высшее образование было привлекательно для общества, а вот профессиональное образование потеряло привлекательность в силу резкого падения привлекательности и доходов рабочих.

Смена экономического курса в России привела к реанимации системы профессионального образования. Правительство страны взяло курс на развитие учебных заведений среднего звена. Был утвержден комплекс мер по поддержке и развитию техникумов и колледжей, для этого система среднего профессионального образования была включена в приоритетные национальные проекты.

Поворот государства к профессиональным образовательным организациям произошел в результате осмысления ситуации критической нехватки специалистов среднего звена и рабочих на рынке труда, а в совокупности с проводимой политикой технологического суверенитета России неукомплектованность специалистами среднего звена стала катастрофически видна.

В этих условиях многократно возросла роль СПО в подготовке кадров. Но учитывая тот факт, что техникумы и колледжи на протяжении девяностых и двухтысячных годов были предоставлены сами себе, не получали должного финансирования для обновления учебного оборудования в лабораториях и мастерских в настоящее время государству приходится вкладывать миллиарды для обновления материально-технической базы в СПО. В настоящее время профессиональное образование ощущает серьёзную поддержку государства и становится важнейшим элементов в подготовке специалистов для промышленности.

Но перед системой среднего профессионального образования стоит не только проблема устаревшей МТБ, есть и не зависящие от материальных вложений:

  • одной из основных проблем является несоответствие между требованиями рынка труда и запросом абитуриентов. За последние три десятилетия система среднего профессионального образования настолько сильно потеряла привлекательность для абитуриентов, что в текущих реалиях без поднятия престижа рабочих специальностей и профессий рынок труда специалистами данного профиля невозможна укомплектовать. Ни для кого не секрет, что промышленности нужны электрики, сварщики, механики, слесари, наладчики и так далее, то есть специальности, которые не имеют привлекательности для абитуриентов. Но именно эти специалисты наиболее востребованы сегодня, а рынок перенасыщен менеджерами, юристами и иными специалистами по «красивым» направлениям подготовки. Так вот для решения проблемы несоответствие между запросами рынка труда и абитуриентов, прежде всего, необходимо повернуть вектор востребованности специальностей и профессий СПО у абитуриентов;
  • второй не менее важной является проблема, о которой мы уже говорили выше, а именно изношенность материально-технической базы большинства учреждений СПО. В настоящее время благодаря Национальным проектам идет переоснащение техникумов и колледжей, но МТБ устарела у всех, а под переоснащение попадают только те образовательные организации, которые выигрывают гранты, объявленные в рамках Национальных проектов. Самостоятельно оснастить современным оборудованием лаборатории и мастерские не все техникумы и колледжи в состоянии, так как есть настолько «финансово затратные» специальности, что для полноценного их оснащения необходим не один десяток миллионов рублей. Например, для полноценного оснащения современной мастерской то специальности «Технология машиностроения» необходимо не менее 50-70 миллионов рублей, по специальности «Мехатроника и робототехника» необходимо 15-20 миллионов, и таких «затратных» специальностей очень много. Только после тотального переоснащения образовательных организаций СПО можно будет требовать подготовку высококвалифицированных специалистов.

Для решения проблемы переоснащения МТБ в СПО стали привлекать компании реального сектора экономики. Но в настоящее время, даже при нехватки рабочих рук, далеко не все предприятия в состоянии вкладывать средства в подготовку своих будущих сотрудников.

Существенной так же является проблема несоответствия между реальными и требуемыми работодателями компетенциями выпускников СПО.

Для решения этого спектра проблем был разработан Федеральный проект Профессионалитет. Профессионалитет – это форма тесного взаимодействия колледжей с предприятиями реального сектора экономики (создается кластер). Цель деятельности кластера – удовлетворение потребности предприятий в квалифицированных рабочих кадрах. Отличительная особенность образовательных программ профессионалитета – подготовка кадров под конкретные рабочие места на предприятиях-участниках кластера [1].

В настоящий момент данный проект насчитывает около 20 направлений, начиная от машиностроения и заканчивая туризмом и сферой услуг.

В качестве преимуществ данного проекта приводятся:

  • участие представителей работодателей в процессе обучения;
  • увеличение объема практико-ориентированной подготовки;
  • гарантия трудоустройства выпускников программ Профессионалитета;
  • сокращение сроков обучения.

Помимо неоспоримых преимуществ данный проект имеет ряд недоработок:

  • для скорейшего укомплектования рынка труда наибольшим числом выпускников СПО были сокращены сроки обучения. По программам подготовки квалифицированных рабочих они стали составлять 1 год 10 месяцев. Здесь то и открылся первый «подводный камень» проекта. Часть выпускников техникума, обучающихся по этим направлениям, получают диплом будучи несовершеннолетними, а как следствие большинство работодателей отказываются их трудоустраивать, кто-то из-за нежелания сталкиваться с более жесткими требованиями по ТК РФ, а кто-то из-за невозможности трудоустройства таких специалистов на опасные производства. Но основной проблемой таких выпускников является не возраст на момент получения диплома, а возраст на момент прохождения производственной практики на 2 курсе обучения. Совершеннолетние обучающиеся допускаются к промышленным агрегатам (например, металлургическим кранам, токарным и фрезерным станкам и т.д.) и отрабатывают практические навыки в реальных условиях, а их несовершеннолетние одногруппники, на ряде предприятий, не допускаются к реальным действиям и вынуждены весь период производственной практика «просидеть на скамейке запасных», тем самым, не получив практического опыта;
  • второй отрицательной стороной является то, что финансируется обновление МТБ только базовых ОО, только на их площадях создаются современные «зоны под вид работ». Предполагается, что сетевые ОО должны иметь беспрепятственный доступ в эти «зоны под вид работ», однако никто не учитывает, что зачастую сетевые техникумы находятся на значительном расстоянии от базовой ОО, в другом районе города, а может быть и в другом (соседнем) городе и регулярное посещение базовой ОО является просто затруднительной задачей. Вот и получается, что доступа к современной МТБ у студентов сетевых техникумов нет.

В заключение можно сказать, что эксперимент под названием Профессионалитет полноценно можно будет оценить лет через 10, именно тогда мы сможем проверить тезис, что сокращение сроков обучения повысит интенсификацию выпуска в техникумах и колледжах и поможет насытить рынок труда квалифицированными специалистами среднего звена.

Список литературы

  1. Федеральный проект «Профессионалитет» // Институт развития профессионального образования : сайт. – Москва, 2022. – URL : https://firpo.ru/activities/projects/federalnyy-proekt-professionalitet/ (дата обращения : 4.12.2023). – Текст : электронный.

                                                

© Кравцова О. А., Соколов С. В., 2024

PDF