ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ ОТ ИССЛЕДОВАНИЯ УРОКА К УЛУЧШЕНИЮ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ
Раздел: Использование информационно-коммуникационных технологий в общем, дополнительном, среднем профессиональном и высшем образовании
Журнал: Материалы VIII Международной очно-заочной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы современного образования: практика вуза и школы», Часть 1
26 марта 2024 г.
Авторы: Айтказинова Алма Сагитовна
Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании, 2024. № 2 (89). infed.ru
_______________________________________________________________________
УДК 371.31
А. С. Айтказинова
A. S. Aitkazinova
Айтказинова Алма Сагитовна, заместитель директора по учебной работе, КГУ СОШ № 21, г. Экибастуз, Казахстан.
Aitkazinova Alma Sagitovna, Deputy Director for Academic Affairs, KSU Secondary School No. 21, Ekibastuz. Kazakhstan.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ ОТ ИССЛЕДОВАНИЯ УРОКА К УЛУЧШЕНИЮ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ
THE RESEARCH ACTIVITY OF A COMPUTER SCIENCE TEACHER FROM STUDYING A LESSON TO IMPROVING CHILDREN'S LEARNING
Аннотация. Одной из основных задач, стоящих перед современным образованием, является воспитание личности с высоким культурным уровнем, умением ориентироваться в современном мире. Возросли требования к высокому уровню коммуникативной культуры, коммуникативной компетенции, развитых навыков общения, в особенности на иностранном языке. В этой связи пересмотрено содержание образования Республики Казахстан по предмету «Информатика».
Annotation. One of the main challenges facing modern education is the education of a person with a high cultural level, the ability to navigate in the modern world. The requirements for a high level of communicative culture, communicative competence, developed communication skills, especially in a foreign language, have increased. In this regard, the content of education in the subject «Informatics» has been revised.
Ключевые слова: обновленное содержание образования, исследование урока, коммуникативная компетенция, век информатизации, спиральная форма обучения.
Keywords: updated content of education, lesson study, communicative competence, information age, spiral form of education.
Вникая в слова, сказанные Конфуцием, все больше убеждаюсь в том, что после каждого урока, которые провела с начала учебного года, ловила себя на мысли, что современный учитель должен размышлять над своими проведенными уроками. Иначе учитель никогда не сможет добиться хороших результатов в обучении. Обновление содержания среднего образования является новой вершиной для современных педагогов, которую придется брать штурмом. Ведь перед педагогами стоит важнейшая задача: воспитать и обучить таких учеников, которые смогут адаптироваться и реализовать себя в современном мире. Перед учителями встают проблемы: «Как учить в век информатизации?», «Как повысить качество, как знания, полученные на уроках, помогут ученику стать конкурентоспособной личностью?». Обновление содержания образования в Республике Казахстан ставит перед собой главную цель: совершенствование педагогического мастерства учителей в контексте обновления образовательной программы и внедрение системы критериального оценивания. Исходя из идей обновленной программы, выделяем главную педагогическую задачу – стать напарником для своих учеников, чтобы направлять их, проживать каждую малейшую ошибку и каждую великую победу в их еще начинающем жизненном пути. Ведь именно в школе закладываются детям определенные знания и жизненные навыки, которые они будут применять всю жизнь, это и является важнейшим предназначением учителя. Так же хотелось бы, чтобы каждый из воспитанников мог добиться больших успехов, и не зависимо кем они станут в будущем, самое важное, – чтобы они стали настоящими людьми! Такую задачу легко решить, путем применения эффективных подходов обучения обновленной программы, которые предусматривают всестороннее развитие учащихся, развивая критическое и творческое мышление, навыки в области информационно-коммуникационных технологий, научно-исследовательских навыков, а так же готовность учиться на протяжении всей жизни. Одна из важных задач обновленной программы – «Научить – учиться», учиться на протяжении всей жизни, что будет способствовать развитию новой конкурентоспособной личности [1]. Чтобы этого достичь, нужно перестроить себя в первую очередь, изменить свое мышление, направить деятельность учеников в нужное русло. Использование идеи модуля «обучение тому, как обучаться», создание коллаборативной среды, позволило, с помощью опережающих заданий, успешно активизировать детей на учебную деятельность. Такая форма организации начала урока учащимся очень нравится, здесь они могут раскрепоститься и почувствовать себя свободней и в классе создается атмосфера доверия и сотрудничества. На уроке информатики ученикам нравится работать на компьютере, приходится строить урок так, чтобы усвоить и теоретический материал и получить навыки на практике. При изучении нового материала использем метод общения, ученики с помощью интернет ресурсов или же учебников находят нужную информацию, выполняют на компьютере задания, далее через диалог учащиеся обмениваются знаниями, получают новую информацию, а также диалог помогает учителю узнавать, насколько ребята усвоили пройденный материал, на каком уровне они находятся в процессе своего обучения. Диалог «учитель-ученик», «ученик-ученик» теперь часто встречаются на наших уроках. Потому что такие формы диалога позволяют детям высказывать свои суждения и доводы. Это приводит к тому, что дети активно включаются в данный вид деятельности, и в его процессе могут поделиться различной информацией.
Другой формой обучения, применяемой на уроках, является метод групповой работы, который считаем более эффективным. Почему? Дети сами руководят своей работой, проявляют наибольшую инициативу. Здесь ясно наблюдается работа каждого учащегося. Проявляются лидерские способности. Идет распределение обязанностей, и обмен знаниями. Основной целью групповой работы является развитие мышления учащихся и формирование рефлексивных способностей учащихся. Учащиеся оценивают возможности друг друга, обрабатывают варианты взаимодействия в группе. Они ищут способы решения поставленных перед ними задач. Процесс мышления объединяет групповую работу, при этом можно увидеть, как раскрываются способности учащихся, которые не обнаружились раньше. Учащиеся, которые раньше боялись отвечать, на нынешний момент стали высказывать свои мысли по пройденным темам. Смело вступают в беседу со своими одноклассниками по той или иной теме. Также мы убедились, что использование диалогического обучения в классе оказывает наибольшее влияние на учеников, которые владели языком на низком уровне. Какой вывод можно сделать? В результате групповой работы дети стали грамотно выстраивать свою речь, выражать свои мысли. В ходе диалога у учащихся вырабатываются навыки критического мышления, что позволяет ученикам выражать свое понимание темы, помогает осознать и понять на какой стадии находится уровень его интеллектуального развития. С повышением развития и обученности учеников, можно и нужно менять вид оказываемой поддержки для лучшей мотивации. Подталкивая своих учеников к завершению выполнения задания, можно сказать, что учитель их поддерживает. Таким образом, все становится ясным, обучение становится самостоятельным и учащиеся сами регулируют его.
Список литературы
- Сагинов, К. М. Исследование учителем собственной практики. Методическое пособие. / К. М. Сагинов, С. Т. Атейбек, Г. Н. Ермагамбетова. – Текст : непосредственный. – Астана : АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» Центр педагогического мастерства, 2015. – 147 с.
© Айтказинова А. С., 2024