ИНТЕРАКТИВНАЯ ПЛАТФОРМА EDVIBE КАК ВИРТУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ДЛЯ ОНЛАЙН-УРОКА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Раздел: Формирование и развитие цифровой образовательной среды в контексте цифровизации системы образования
Журнал: Материалы VIII Международной очно-заочной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы современного образования: практика вуза и школы», Часть 1
26 марта 2024 г.
Авторы: Огурцова Мария Андреевна
Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании, 2024. № 2 (89). infed.ru
_______________________________________________________________________
УДК 372.881.111
М. А. Огурцова
М. A. Ogurtsova
Огурцова Мария Андреевна, студентка, ФГБОУ ВО «КГУ», г. Курск, Россия.
Ogurtsova Maria Andreevna, student, Kursk State University, Kursk, Russia.
ИНТЕРАКТИВНАЯ ПЛАТФОРМА EDVIBE КАК ВИРТУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ДЛЯ ОНЛАЙН-УРОКА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
INTERACTIVE PLATFORM EDVIBE AS VIRTUAL LEARNING ENVIRONEMNT FOR AN ONLINE ENGLISH LESSON
Аннотация. Данная статья посвящена понятию виртуальной образовательной среды в контексте изучения иностранных языков. Авторы приводят аргументы в пользу применения онлайн-инструментов на уроке английского языка и рассматривают функционал и преимущества российской интерактивной платформы Edvibe.
Annotation. The following paper investigates the concept of virtual learning environment in the context of learning foreign languages. The authors provide some arguments in favour of incorporating such online-tools during English classes. They also look into the functions and benefits of a Russian interactive platform called Edvibe.
Ключевые слова: виртуальная образовательная среда, онлайн-урок английского языка, образовательные технологии.
Keywords: virtual learning environment, an online English lesson, educational technology, Edvibe.
В современном мире технологии являются неотъемлемой частью всех сфер жизнедеятельности человека, в том числе и образования. Пандемия COVID-19 значительно ускорила процесс внедрения цифровой среды в образование в связи с необходимостью проведения занятий в онлайн-формате. В марте 2020 года в период пандемии COVID-19 Министерство просвещения Российской Федерации разработало методические рекомендации по организации дистанционного обучения [5]. Перед преподавателями стояла новая задача – перенести классную комнату в виртуальный мир и адаптировать свои методы и подходы под новые вызовы без потери эффективности. Это стало возможным благодаря виртуальным образовательным средам. М. Е. Вайндорф-Сысоева определяет виртуальную образовательную среду (virtual learning environment) как информационное пространство взаимодействия участников учебного процесса, порождаемое технологиями информации и коммуникации, включающее комплекс компьютерных средств и технологий, позволяющее осуществлять управление содержанием образовательной среды и коммуникацию участников [2, с. 5]. По мнению Д. Кука, «виртуальная среда обучения (VLE) – это набор инструментов преподавания и обучения, разработанных для улучшения обучения за счет включения компьютеров и Интернета в процесс обучения» [4, с. 37].
Применение виртуальной образовательной среды − основа «качественного и эффективного обучения и формирования высококвалифицированного специалиста» [3, с. 415]. Действительно, одной из ключевых целей виртуальной образовательной среды является улучшение образовательного процесса при помощи интерактивной и привлекательной для студентов платформе, которая помогает улучшить их понимание преподаваемого предмета. Кроме того, виртуальная образовательная среда обеспечивает повышенную гибкость и доступность, позволяя учащимся проходить материал в собственном темпе. Эта особенность отвечает одному из главных требований к современному уроку английского языка согласно ФГОС − индивидуальному подходу и ориентацию на качественное обучение сообразное возможностям каждого ребенка [6]. С помощью виртуальной образовательной среды можно создать комфортные условия для обучения, в которых учащиеся самостоятельно контролируют процесс получения новых знаний. Учитель выступает как посредник и наставник. Кроме того, она способствует развитию критического мышления учащегося за счет использования мультимедийных ресурсов и интерактивных упражнений. Виртуальная образовательная среда помогает в создании инклюзивного и эффективного образовательного процесса, который позволяет студентам достичь своих академических и профессиональных целей.
Возникает вопрос о возможности применения виртуальной образовательной среды на уроке английского языка. Несомненно, она обеспечивает инновационный подход к преподаванию и дает студентам возможность непосредственно взаимодействовать с обучающими инструментами. Появляется возможность создания виртуальной англоговорящей среды для «погружения» в язык. Работа с различным онлайн-контентом (видео, аудио, посты, статьи) осуществляется в виртуальной образовательной среде гораздо проще, нежели чем в реальной классной комнате, так как ученик имеет доступ на своем устройстве ко всем необходимым материалам и может взаимодействовать с ним самостоятельно (ставить на паузу для выполнения задания, возвращаться к непонятным моментам для повторного ознакомления и так далее). Кроме того, учитель может составить дополнительные интерактивные задания (викторины, тесты, вопросы с кратким и развернутым ответом и прочие) по пройденному материалу.
В качестве виртуальной образовательной среды на уроке английского языка может выступать российская лингвистическая образовательная платформа Edvibe (ранее ProgressMe). На данном сайте существует возможность добавить отдельный класс под каждого ученика или группу, в котором будут храниться все темы и домашние задания. В разделе «Обучение» преподаватель видит все свои классы и статус домашних заданий, а в разделе «Материалы» можно найти бесплатные курсы от Edvibe, которые основаны на современных британских учебниках, и платные курсы от других пользователей. Задания из готовых материалов каталога можно скопировать в свои уроки и затем отредактировать под потребности каждого студента. Заниматься по готовым материалам необязательно, на Edvibe можно создать свой собственный курс, содержание которого можно разделить на смысловые части и отдельные уроки. Это значительно упрощает навигацию и помогает структурировать информацию.
Недавно платформа претерпела несколько нововведений. Теперь при создании упражнений можно обратиться к AI-ассистенту за помощью в составлении заданий. Так, он может дать примеры предложений для определённого уровня в необходимом формате, преподавателю остается лишь скопировать полученный результат и отредактировать при необходимости. Это значительно сохранит время учителю и даст ему возможность более тщательно разработать план урока.
В российских университетах было проведено исследование среди студентов, целью которого являлось определить эффективность использования Edvibe в качестве основного средства обучения. 91,4 % респондентов отметили, что платформа обеспечивает результативную подготовку. Наиболее запоминающимися особенностями Edvibe стали интерактивность и эргономичность. Участники отметили разнообразие использованных в обучении типов заданий и удобство их выполнения, а также возможность автоматической проверки заданий. Говоря об эргономичности, студенты особенно оценили интерфейс платформы и современный дизайн. Однако Edvibe и в целом онлайн-обучение − это не только повышенная мотивация и вовлеченность студентов, но и эффективность. Исследователи отметили, что средний показатель успеваемости увеличился на 4,95 в одной группе и 4,2 − в другой [1, с. 115]. Удобный интерфейс, возможность создания интерактивных упражнений и потенциальное повышение продуктивности занятий делают Edvibe инновационной платформой для проведения занятий по английскому языку. Более того, ее широкий функционал позволяет проработать все языковые знания и умения и делает образовательный процесс более увлекательным.
Таким образом, мы рассмотрели основные преимущества виртуальной образовательной среды в обучении английскому языку на примере платформы Edvibe, а также определили ее эффективность для повышения результатов учеников и улучшения их языковых навыков и умений. Несомненно, использование подобных технологий в обучении иностранным языкам целесообразно, так как с каждым днем все больше растет необходимость в информатизации образовательного процесса.
Список литературы
- Безукладников, К. Э. Интеграция онлайн-платформы edvibe.com в процесс обучения профессионально ориентированному английскому языку студентов ВУЗа / К. Э. Безукладников, А. Н. Крюкова, В. К. Безукладников. – Текст : непосредственный. // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Проблемы языкознания и педагогики, 2022. – № 1. – С. 108-120.
- Вайндорф-Сысоева, М. Е. Виртуальная образовательная среда: категории, характеристики, схемы, таблицы, глоссарий. Учебное пособие. / М. Е. Вайндорф-Сысоева. – М. : МГОУ, 2010. – 102 с. – Текст : непосредственный.
- Польшакова, Н. В. Инновационные технологии обучения как составляющая виртуальной образовательной среды в системе высшего образования / Н. В. Польшакова, Е. В. Александрова – Текст : непосредственный. // Научные исследования в аграрном секторе экономики: вопросы и достижения, 2019. – № 2. – С. 411-416.
- Cook D. Web-based learning: pros, cons and controversies // Clinical Medicine Journal, 2007. – № 1. – P. 37-42. – Текст : непосредственный.
- Кравцов, С. Минпросвещения разработало рекомендации по организации дистанционного обучения для регионов / С. Кравцов. – Текст : электронный. // Минпросвещения России : [сайт]. – URL : https://edu.gov.ru/press/2213/sergey-kravcov-minprosvescheniya-razrabotalo-rekomendacii-po-organizacii-distancionnogo-obucheniya-dlya-regionov/ (дата обращения : 15.05.2023).
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО). Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 (ред. от 11.12.2020). – URL : https://fgos.ru/fgos/fgos-ooo (дата обращения : 15.05.2023). – Текст : электронный.
© Огурцова М. А., 2024