СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Раздел: Современные педагогические технологии организации образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС в начальной школе

Журнал: Материалы IX Международной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы современного образования: практика вуза и школы», Часть 1

31 марта 2025 г.

Авторы: Фурина Ольга Викторовна , Путина Елена Геннадьевна , Климова Татьяна Сергеевна

 

Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании, 2025. № 2 (95). infed.ru

_______________________________________________________________________

 

УДК 371.321

О. В. Фурина, Т. С. Климова, Е. Г. Путина

O. V. Furina, T. S. Klimova, E. G. Putina

Фурина Ольга Викторовна, учитель начальных классов, «Почетный работник воспитания и просвещения РФ», МБОУ «Лицей № 34», г. Новокузнецк, Россия.

Климова Татьяна Сергеевна, учитель начальных классов, МБОУ «Лицей № 34», г. Новокузнецк, Россия.

Путина Елена Геннадьевна, учитель начальных классов, «Почётный работник общего образования РФ», МБОУ «Лицей № 34», г. Новокузнецк, Россия.

Furina Olga Viktorovna, primary school teacher, «Honorary Worker of Education and Enlightenment of the Russian Federation», Lyceum № 34 MBOU, Novokuznetsk, Russia.

Klimova Tatyana Sergeevna, primary school teacher, Lyceum № 34 MBOU, Novokuznetsk, Russia.

Putina Elena Gennadievna, primary school teacher, «Honorary Worker of the General Education of the Russian Federation», Lyceum № 34 MBOU, Novokuznetsk, Russia.

 

СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ

SEMANTIC READING AS A WAY OF FORMATION STUDENTS' READING LITERACY

 

Аннотация. Статья познакомит педагогов с технологией смыслового чтения как способом формирования и развития функциональной грамотности учащихся на основе работы с текстом, расширит представление о приемах работы с текстом до чтения, во время чтения и после чтения.

Annotation. The article will introduce teachers to the technology of semantic reading as a way of forming and developing functional literacy of students based on working with text, expand the understanding of methods of working with text before reading, during reading and after reading.

Ключевые слова: смысловое чтение, читательская грамотность, методы и приемы формирования смыслового чтения.

Keywords: semantic reading, reading literacy, methods and techniques of semantic reading formation.

 

Формирование функционально грамотных людей – одна из преобладающих задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идёт интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – чтению и письму, говорению и слушанию.

Трудно переоценить значение и роль чтения в воспитании и развитии ребенка. Читая текст, ученик вступает в диалог с его автором, сочувствует героям художественных произведений, учится критически относиться к содержанию прочитанного, сопоставлять полученную информацию со своим опытом. Возможно поэтому, А. А. Леонтьев назвал чтение «формой соучастия человека в мире», и неслучайно умение работать с информацией включено в пять ключевых компетенций образованного человека, выделенных ЮНЕСКО [2]. Чтение и понимание текста единовременно является и способом, и целью формирования читательской грамотности учащихся в современном образовании.

Психологами установлено, что полноценное чтение – это сложный и всесторонний процесс, предполагающий решение таких познавательных и коммуникационных задач, как понимание, поиск актуальной информации, самоконтроль, восстановление широкого контекста, интерпретации, комментирование текста и др.

В начальной школе необходимо формировать основы грамотного, компетентного читателя. Грамотный читатель – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сложившаяся душевная и духовная потребность в нём как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий техникой чтения, методами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать и читать.

Таким образом, грамотность чтения характеризуется четырьмя главными умениями, которыми должен овладеть ученик:

1) общая ориентация в содержании текста и понимание его целостного смысла;

2) нахождение информации;

3) интерпретация текста;

4) рефлексия на содержание текста или на форму текста и его оценка [1].

Педагогу необходимо понять, что новые требования к образовательным результатам задают новые требования к планированию урока в логике учебной деятельности, на котором учащиеся учатся решать проблемы, развивают свою оценочную самостоятельность, информационно-коммуникативные умения. Однако без освоения и использования технологий деятельностного типа получить новый образовательный результат невозможно.

Одна из наиболее результативных технологий является технология смыслового чтения.

Смысловое чтение отличается от любого другого чтения тем, что в процессе чтения текста осуществляется процесс его интерпретации, наделения смыслом с учетом его ценностно-смысловых аспектов. Формирование навыков смыслового чтения осуществляется с учетом овладения обучающимися различными способами чтения [2].

Аналитический (структурный) способ чтения (от целого к частному).

Цель аналитического чтения – осознать отношение автора к предмету или явлению и выявить факторы, повлиявшие на это отношение.

Синтетический (интерпретационный) способ (от частного к целому).

Цель синтетического способа – определить, какие задачи поставил автор в этом тексте и каким образом и насколько решил их. Результат – понимание и запоминание прочитанного, разработка на основе прочитанного новых (вторичных) текстов (пересказ, план, конспект, тезисы, аннотация, отзыв, рецензия и т.д.

Критический (оценочный) способ.

Цель критического (оценочного) способа – оценить авторский текст и дать оценку, согласен ли читатель с ним.

Технология смыслового чтения, предполагает три этапа работы с текстом.

  • I этап. Предтекстовая деятельность (работа с текстом до чтения).
  • II этап. Текстовая деятельность (работа с текстом во время чтения)
  • III этап. Послетекстовая деятельность (работа с текстом после чтения) [1].

I этап. Предтекстовая деятельность (работа с текстом до чтения)

Работа ориентирована на постановку задач чтения, выбор вида чтения, актуализацию знаний и опыта ученика, на создание мотивации к чтению. Знакомство с новым произведением начинается с антиципации, т. е. предвосхищения, предугадывания предстоящего чтения. На этом этапе идет определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста.

II этап. Текстовая деятельность (работа с текстом во время чтения)

На данном этапе происходит первичное чтение текста. Методический приём – первичное знакомство с текстом доверяется детям. Они читают текст про себя, проверяют свои догадки. Лишь в редких случаях учитель сам читает текст, используя такие приемы, как чтение-слушание, или комбинированное чтение (трудный и большой по объёму, в стихотворении сложный ритм, необычная рифма). Вопросы, которые предлагаются после первичного чтения, направлены на осуществление понимания содержания. Выявляется первичное восприятие, определяется, совпали ли предварительные предположения учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.

После этого текст перечитывается. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Чтобы диалог с автором был обстоятельным, читателю необходимо по ходу чтения совершать разнообразную работу: находить в тексте прямые и скрытые авторские вопросы, которые требуют остановки по ходу чтения, размышлений, ответов, предположений и далее – проверки их точности по ходу последующего чтения [2].

III этап. Послетекстовая деятельность (работа с текстом после чтения)

Концептуальная (смысловая) беседа по тексту подразумевает коллективное обсуждение прочитанного, дискуссию. Мнения детей о произведении сопоставляется с авторской позицией, определяется основная идея текста. Данный этап позволяет углубить первоначальное понимание, и прийти к пониманию на уровне смыла (понимание основной мысли, чтение между строк). На этом этапе работа направлена на развитие у учеников читательских умений и навыков, главные из которых: умение представить себе картину, нарисованную автором произведения; сострадать героям и автору; понять главную мысль произведения, его идею; осмыслить свою позицию и передать ее в форме устной или письменной речи. Осмысленная и целенаправленная работа с текстом позволяет извлекать ребёнку из большого объема информации нужную и полезную, а также приобретать социально-нравственный опыт и размышлять, познавая окружающий мир. Такой подход действительно является обоснованным и рациональным, как показывают наблюдения, он способствует достижению высоких результатов обучения.

Современное общество заинтересовано в квалифицированном читателе, т.к. мы живем в условиях избытка информации, поэтому извлечение нужной информации из текста и её обработка становятся важнейшими умениями, без которых невозможно жить в обществе и добиться результатов. Вот почему технология смыслового чтения, приобретает основное значение и содействует формированию читательской грамотности учащихся. Эта технология универсальна и поэтому может применяется на различных уроках: окружающий мир, русский язык, математика, технология.

Список литературы

  1. Смысловое чтение как основа формирования и развития навыков функциональной грамотности : методическое пособие / сост. : Т. В. Самсонова, Т. В. Шатина, О. А. Приказчикова, А. А. Парамонова. – Саранск : ЦНППМ «Педагог 13.ру», 2022. – 32 с. – Текст : непосредственный.
  2. Ажар, И. Н. Приемы обучения стратегии смыслового чтения и работы с текстом. / И. Н. Ажар. – Текст : электронный. // Первое сентября. Открытый урок : [сайт]. – URL : https://urok.1sept.ru/articles/682130 (дата обращения : 20.12.2024).

                                                

© Фурина О. В., Климова Т. С., Путина Е. Г., 2025

PDF