ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕХНОЛОГИИ МОБИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА ФОРТЕПИАНО ДЛЯ ВИЗУАЛИЗАЦИИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ
Раздел: Использование информационно-коммуникационных технологий в общем, дополнительном, среднем профессиональном и высшем образовании
Журнал: Материалы IX Международной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы современного образования: практика вуза и школы», Часть 2
11 апреля 2025 г.
Авторы: Белова Марина Ивановна
Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании, 2025. № 3 (96). infed.ru
_______________________________________________________________________
УДК 7.071.5
М. И. Белова
M. I. Bialova
Белова Марина Ивановна, учитель, ГУО «Гимназия № 4 г. Минска», г. Минск, Республика Беларусь.
Byalova Maryna Ivanovna, teacher, SEI «Gymnasium No. 4 in Minsk», Minsk, Republic of Belarus.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕХНОЛОГИИ МОБИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА ФОРТЕПИАНО ДЛЯ ВИЗУАЛИЗАЦИИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ
USING ELEMENTS OF MOBILE LEARNING TECHNOLOGY AS A MEANS OF FORMING STUDENTS' PERFORMANCE SKILLS IN THE PROCESS OF LEARNING TO PLAY THE PIANO FOR VISUALIZING MUSICAL INFORMATION
Аннотация. Описаны способы применения визуализации учебной/музыкальной информации с помощью элементов технологии мобильного обучения для улучшения качества исполнительской деятельности учащихся.
Annotation. Methods of applying of educational visualization with the help of elements of technology of mobile education for improving the quality of performing activity of students are described.
Ключевые слова: технология мобильного обучения, визуализация учебной информации, визуализация музыкального образа, качество исполнительской подготовки.
Keywords: technology of mobile education, visualization of educational information, visualization of a musical image, quality of performing preparation.
Современный век информационных технологий, в который мы живем, неизбежно влияет на все сферы жизни человечества, проникая все глубже не только в различные области науки, но и непосредственно в процесс образования в школе.
Использование элементов мобильного обучения в общем среднем образовании создает необходимость выработки новых подходов к организации образовательного процесса, а также установления оптимального соответствия между традиционными методами обучения и использованием новых информационных технологий. Если на уроках в общеобразовательной школе применение разного рода информационных технологий давно уже стало общепринятой практикой, то в музыкальном образовании заложенные в них возможности реализуются еще не полностью.
Термин «мобильное обучение» (M-learning), появившийся в англоязычной педагогической литературе около 10 лет назад, в последнее время стал все чаще использоваться и в нашей стране. Его отличительная особенность – использование мобильных устройств для приобретения новых знаний и навыков. В данной статье речь пойдет об эффективности применения мобильных телефонов и планшетных ПК в образовательной деятельности. При основных их свойствах – портативность, доступность, эффективность и простота в использовании – мы получаем широкие возможности для расширения участия и доступа к цифровым технологиям и сети Интернет [1].
Использование элементов технологии мобильного обучения в исполнительском освоении музыки в качестве дополнительного дидактического инструментария, на мой взгляд, может стать хорошим подспорьем для получения эффективного результата в совместной работе педагога и учащегося. Выход в интернет открывает доступ к широкому кругу профессиональной информации, будь то быстрый поиск необходимых музыкальных редакций, историко-биографических источников, а также – к большому выбору визуальной информации, что помогает развивать у ребенка ассоциативно-образную сферу. Кроме этого, опираясь на свой личный опыт, могу сказать, что участие детей в музыкальных мероприятиях различного формата (online или offline концертах, конкурсах, музыкальных видеоконференциях) способствует росту их мотивации к дальнейшему музыкальному обучению.
В своей педагогической деятельности на музыкальных факультативных занятиях (инструмент фортепиано) мной определен ряд учебных ситуаций, в которых я использую технологию мобильного обучения. Рассмотрим ключевые этапы работы над музыкальным материалом, где эффективна визуализация учебной информации, музыкального образа и действий:
- подбор с учеником репертуара;
- обсуждение образного строя музыки;
- детальная работа над произведением;
- предконцертная подготовка.
Подбор с учеником репертуара – начальный и один из важнейших этапов на пути к освоению учащимся музыкального произведения. Увлечь, зажечь, замотивировать сыграть ‒ актуальная задача для современного педагога. Привычный метод показа (учитель исполняет произведение, дает представление о том, как в перспективе оно должно звучать) может быть очень хорошо дополнен методом визуализации. Подбирая пьесу, условно назовем ее «Колыбельная», я предлагаю ученику с помощью мобильного устройства послушать, как она звучит в исполнении другого ребенка в записи (в нескольких вариантах) в хорошем исполнении. Мы обязательно прослушиваем не одну, а несколько Колыбельных. Подключаем метод сравнительного анализа: какие Колыбельные бывают разные по настроению, что у них общего. Очень полезно и интересно послушать, как ее исполняют разные инструменты. Так дополнительно появляется возможность познакомить учащегося с новыми, ранее не известными ему инструментами, а также порассуждать, какие инструменты он представляет конкретно в выбранной «Колыбельной». Здесь уже применяем метод слухового анализа. Я обычно показываю заранее подобранные иллюстрации, картинки, фото, видео, отражающие название пьесы. Данный метод наглядности (визуализация музыкального образа), применяемый в этом случае, очень хорошо подтверждает тот факт, что иногда один раз увидеть – лучше многих слов.
Таким образом, уже на этапе подбора репертуара с помощью мобильных мультимедийных средств мы можем качественно расширить границы впечатления от музыки на ребенка, заинтересовать его, замотивировать сыграть выбранное произведение, используя при этом визуализацию музыкальной информации, пробудить познавательную деятельность учащегося, одновременно воздействуя и на его эмоциональную сферу.
Обсуждение образного строя музыки. Очень часто ученик в музыкальном обучении встречается с названиями произведений, представление о которых имеет весьма поверхностное. Для примера возьмем такой распространенный танец, как вальс (полонез/менуэт), популярный во все времена. Часто знания детей ограничиваются фразой: «Его танцевали на балах во дворцах». Безусловно, что таких знаний недостаточно для исполнения произведения. Наша задача – не только познакомить ребенка с танцем, а помочь ему прочувствовать танец, создать настроение, «заразить» слушателей своей игрой. Привычный метод рассказа (о возникновении танца, его характерных чертах) можно визуализировать, тем самым усилив воздействие впечатления от услышанного на ученика. Применение в этих ситуациях средств мобильного обучения (лучше планшет) становится очевидным плюсом: мы не просто слышим вальс, мы смотрим, как его танцевали, видим, в каких костюмах были танцующие, мы можем в какой-то мере прикоснуться к атмосфере тех самых дворцовых балов! Все это помогает нам выйти за рамки класса, острее прочувствовать характер произведения. Использование мобильных устройств в данном случае позволяет педагогу применить сразу несколько методов одновременно: слуховое действие подкрепляется визуальным. Плюсом в образовательном процессе будет знакомство с новой информацией, ранее неизвестной ученику, не просто на словах. Для детей это важно, поскольку наглядность влияет на степень и качество детского восприятия, а соответственно и усвоения материала. Учащийся глубже чувствует нужный характер, образ, атмосферу, стиль произведения. Помимо этого, расширяется его кругозор, обогащается эмоциональная сфера. Безусловно, для качественного исполнения это важнейшее условие.
Детальная работа над произведением – самый скрупулезный и затратный по времени этап в работе музыканта. Часто учащемуся бывает довольно сложно сохранить результаты кропотливой работы на уроке. В моей практике не раз случалась частичная, а иногда и полная потеря достигнутого на предыдущем занятии. Видеозапись в данной ситуации может выступать в качестве показателя выполненной работы, которую необходимо воспроизвести ребенку при самостоятельной подготовке к занятию дома. Например, в процессе работы над темпом я снимаю, как ученик играет фрагмент произведения - так ему легче дома сориентироваться и вспомнить нужный темп. Часто я снимаю/фотографирую посадку ученика (особенно, начинающих): как должен находиться корпус, руки, ноги относительно инструмента. Видео, снятое как образец, может быть и собственно домашним заданием: «Посмотри, что у нас получилось на уроке, чего мы достигли (что ты уже можешь!), а дома повтори, закрепи, чтобы «не потерять». Получается такое, своего рода, закрепление успеха. Акцентировать внимание можно на проведенной работе не только над темпом, но и над фразировкой, ритмом, даже над педализацией произведения.
Предконцертная подготовка: еще один значимый аспект работы в фортепианном классе, в рамках которой возможно максимально эффективное использование звуко- и видеозаписывающих мобильных устройств.
Практика показывает, что «включение процедуры видеосъемки в подобную общепринятую систему подготовки будет способствовать моделированию на занятиях особых обстоятельств (квазиконцерт, квазиконкурс и др.), приближенных к реальному публичному выступлению» [2, с. 5].
Процесс съемки позволяет создать для учащегося-исполнителя иллюзию его нахождения на сцене перед зрителями (запускаются процессы волнения, осознание ответственности за результат), увидеть такие детали его сценического выступления, как: выход, собранность или ее отсутствие от волнения, настроенность на выступление (повышается концентрация внимания), мимику, пластику. Поскольку после этого он видит, слушает и анализирует свое исполнение. Иными словами, видя себя со стороны, замечает ошибки. Кроме того, формируется навык оценочного суждения, способность проанализировать, а значит, развивается и музыкальное мышление.
В данной статье изложены самые основные ситуации по использованию элементов технологии мобильного обучения на разных этапах работы в музыкальном классе, эффективность которых подтверждена результатами совместной работы педагога и учащегося. Учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод, что благодаря техническим возможностям мобильных устройств нового поколения, педагог-музыкант может обогатить свой дидактический инструментарий, совершенствуя подход в традиционной методике преподавания (где основная форма передачи опыта была устная), тем самым обновив процесс обучения. В результате грамотного применения мобильной технологии у учащегося быстрее растет музыкальная эрудиция, кругозор, околомузыкальные знания; в подвижности всегда находится фантазия, воображение; но самое главное ‒ мы приходим к наиболее точному эмоциональному, а значит, качественному исполнению музыкального материала.
Список литературы
- Голицына, И. Н. Мобильное обучение как новая технология в образовании / И. Н. Голицына, Н. Л. Половникова. – Текст : непосредственный // Образовательные технологии и общество. – 2011. – № 1. – С. 241-252.
- Кушнеревич, И. В. Мобильное обучение в фортепианных классах учреждения высшего педагогического образования / И. В. Кушнеревич. – Текст : электронный // Международный научно-популярный журнал «Мастерство online», 2023. – № 1 (34). – URL : http://ripo.unibel.by/index.php?id=6693 (дата обращения : 15.01.2025).
© Белова М. И., 2025