ЦИФРОВИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ШКОЛЕ

Раздел: Формирование и развитие цифровой образовательной среды в контексте цифровизации системы образования

Журнал: Материалы V Международной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы современного образования: практика вуза и школы». Часть 1

25 февраля 2021 г.

Авторы: Левинкова Елена Александровна

УДК 004.915

Е. А. Левинкова

E. A. Levinkova

Левинкова Елена Александровна, учитель географии, ГБОУ ООШ № 2, п.г.т. Смышляевка, Самарская обл., Россия.

Levinkova Elena Alexandrovna, geography teacher, GBOU OOSH № 2, p.g.t. Smyshlyaevka, Samara region, Russia.

 

ЦИФРОВИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ШКОЛЕ

DIGITALIZATION OF PROJECT ACTIVITIES IN THE SCHOOL

 

Аннотация. Статья посвящена проектной деятельности согласно федеральным государственным образовательным стандартам, осуществляемой в цифровой среде системы «Реактор».

Annotation. The article is dedicated to project activities in accordance with federal state educational standards, carried out in the digital environment of the Reactor system.

Ключевые слова: проект, проектная деятельность в школе, цифровой проект.

Keywords: project, project activity in school, digital project.

 

25 октября 2016 года в рамках реализации государственной программы «Развитие образования» на 2013-2020 годы правительством Российской Федерации был утверждён приоритетный проект в области образования «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации». При рассмотрении на заседании президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам стало очевидно, что формирование цифровой образовательной среды – это стратегическая государственная задача.

Известно, что в России реализуется ряд инициатив, направленных на создание необходимых условий для развития в России цифровой экономики, это увеличивает конкурентоспособность страны, качество жизни граждан, способствует экономическому росту и национальному суверенитету. В первую очередь это «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы» и Программа «Цифровая экономика Российской Федерации».

Цифровизация образовательной среды включает большое количество областей. Однако, в повседневной работе учителя, особенно в период распространения COVID 19, особую значимость приобрело электронное обучение и методика. В настоящее время под ними понимаются электронные образовательные ресурсы, электронные учебники, сетевые программы и платформы.

Однако, ФГОС НОО в ст. 19.9 предполагает, что в процессе оценки достижения планируемых результатов… освоения основной образовательной программы начального общего образования должны использоваться разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и др.

Согласно ФГОС ООО ст. 12 при итоговом оценивании результатов освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования должны учитываться сформированность умений выполнения проектной деятельности и способность к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач [2].

В ГБОУ ООШ № 2 работа над проектом включает в себя ряд этапов (табл. 1).

Но, ввиду сложившейся эпидемиологической ситуации, перед учителями и обучающимися открывается новое пространство цифровой среды.

Отличным решением в организации проектной деятельности служит система «Реактор».

Данная платформа предполагает цифровизацию всего портфолио проекта и отражает работу над ним, которая складывается из четырёх крупных блоков: описание проекта, создание иллюстрированной обложки проекта, хранение визуальной информации в виде файлов, составление плана проекта и определение задач.

Итак, рассмотрим этапы оформления портфолио проекта в системе реактор сообразно алгоритму работы над проектом в ГБОУ ООШ № 2 п.г.т. Смышляевка.

1 этап. Поисковый. На данном этапе осуществляется определение темы и целей проекта, его исходного положения. Безусловно, система «Реактор» не предоставляет прямых указаний на темы исследований. Однако, знакомясь с банком портфолио проектов других пользователей, у обучающегося могут возникнуть другие проблемные вопросы по данной теме или собственная идея.

2 этап. Аналитический. На данном этапе обучающиеся формируют задачи проекта. Вырабатывают план действий. Выбирают и обосновывают критерии успеха проектной деятельности. Все эти операции фиксируются в соответствующем разделе портфолио (рис. 1).

Следует отметить, что руководитель проекта или сам обучающийся оценивает каждую задачу с точки зрения формирования определённой компетенции по ФГОС (рис. 2).

Ввиду того, что проекты могут носить разный характер: творческий, исследовательский, практико-ориентированный, то и задачи можно корректировать согласно ведущему направлению проекта и формировать соответствующие компетенции у обучающихся.

Возможности системы «Реактор» обеспечивают привлечение к работе над проектом нескольких обучающихся, которые могут быть учениками разных образовательных организаций [1].

Этапы анализа и рефлексии проводятся по ходу выполнения задач и отмечаются пунктом «выполнено». Перед опубликованием проект наполняется иллюстративным материалом, отражающим, например, практическую часть проектной работы.

Таким образом, система проектов «Ректор» позволяет оптимизировать проектную деятельность в школе и обеспечивает не только горизонтальные, но и вертикальные связи между участниками проектной деятельности.

Список литературы

  1. Всероссийский конкурс проектов «Реактор» [Электронный ресурс]. // РЕАКТОР. – URL : https://reactor.su/ru (дата обращения : 20.01.2021).
  2. Федеральные государственные образовательные стандарты [Электронный ресурс]. // ФГОС. – URL : https://fgos.ru/ (дата обращения : 20.01.2021).

PDF