ВОЗМОЖНОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ЛЕКСИКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Раздел: Разработка и применение информационных систем в образовательной практике

Журнал: Материалы III Международной очно-заочной научно-практической конференции. Часть 2

29 апреля 2019 г.

Авторы: Буяковская Ирина Александровна , Калаева Валерия Викторовна

УДК 004.77:[373.5.016:811.111’373]

В. В. Калаева, И. А. Буяковская

V. V. Kalaeva, I. A. Buyakovskaya

Калаева Валерия Викторовна, студентка ФИМЭ, НФИ КемГУ, г. Новокузнецк.

Буяковская Ирина Александровна, к.п.н., доцент, НФИ КемГУ, г. Новокузнецк.

Kalaeva Valeria Viktorovna, student; Buyakovskaya Irina Alexandrovna, Altcandidate of pedagogical Sciences, associate Professor, Novokuznetsk Institute (branch) «Kemerovo State University», Novokuznetsk.

ВОЗМОЖНОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ЛЕКСИКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

POSSIBILITIES OF SOCIAL NETWORKS FOR LEARNING THE ENGLISH LANGUAGE

Аннотация. Данная статья посвящена изучению вопроса возможности применения социальных сетей в процессе обучения лексике английского языка. В ней представлен краткий обзор наиболее популярных социальных сетей и их целевой аудитории.

Annotation. This article is devoted to the study of the possibility of using social networks in the process of learning English vocabulary. It provides a brief overview of the most popular social networks and their target audience.

Ключевые слова: социальная сеть, лексика, английский язык, информационные технологии в обучении, самообразование.

Keywords: social network, vocabulary, English, information technologies in education, self-education.

 

Одним из главных препятствий, возникающих при изучении лексики, является невозможность погружения в языковую среду. Решением данной проблемы может стать применение социальных сетей в процессе образования. С их помощью пользователь может получить всю необходимую информацию в изучаемой области, а также попрактиковать свои коммуникативные навыки в процессе общения с иноязычными пользователями.

В Российской Федерации количество людей, использующих интернет насчитывает 81 % что составляет более 90 миллионов человек. Так, на 2018 год первое место по количеству пользователей в России занимает сеть «ВКонтакте» она составляет 54 миллиона человек, на втором месте – «Youtube», он насчитывает 52 миллиона. У «Instagram» и «Одноклассников» как ни странно показатели практически идентичны – 27 миллионов человек, причем примечателен тот факт, что пользователи открывают «Instagram» в среднем около шестнадцати раз за сутки. А аудитория «Facebook» составила 24 миллиона человек [5].

Основная масса пользователей, имеющая аккаунты в социальных сетях, находится в возрастной категории от 13 до 34 лет, причем почти 100 % подростков проводят в социальных сетях до семи часов в сутки. Они отправляют сообщения друзьям, оставляют комментарии [3], обмениваются информацией – виртуальная жизнь для них так же привычна, как и реальный мир [4].

Проводя время в сети школьники, так или иначе, развивают технические навыки, ищут единомышленников по увлечениям, знакомятся со сверстниками в других городах и странах. По мнению психологов, социальные сети воспитывают у молодежи чувства толерантности, взаимопомощи и поддержки в трудных жизненных ситуациях. Проявление подобных качеств в сети оказывает положительное влияние на взаимоотношениях в реальной жизни. Если говорить об успеваемости, то в опросе, проведенном социальной сетью Facebook три четверти пользователей ответили, что интернет не оказывает негативного воздействия на их успехи в учебе.

Также нельзя отрицать тот факт, что подобного рода работа стимулирует учащихся к самообучению за счет сравнения собственных результатов с успехами других, стимулирует развитие творческих способностей и познавательный интерес (например, самостоятельный поиск, исследование и публикация учебного материала). В ходе коллективной работы учащиеся учатся объективно оценивать работы одноклассников и корректировать свои, учитывая полученные рекомендации. Что касается непосредственно обучения лексике, то с помощью социальных сетей школьники могут, искать дополнительный лексический материал по той или иной теме, смотреть фильмы и читать книги в оригинале, слушать иноязычную музыку, заводить иностранных знакомых и практиковаться в знании языка.

Немаловажным преимуществом является продуктивность использования социальных сетей во время отсутствия учащегося на уроке (болезнь, спортивные или творческие выступления, семейные обстоятельства и пр.). Школьник может в любое время получить доступ к теоретическому материалу, домашним заданиям, а также проконсультироваться с учителем относительно пройденной темы и получить развернутый ответ.

Применение социальных сетей в школьной практике станет отличным помощником для улучшения эффективности подготовки к ОГЭ и ЕГЭ. Учитель может создать сообщество, где будут публиковаться экзаменационные КИМы или результаты пробных экзаменов и промежуточных тестирований без необходимости печати.

Самое главное, листая новостную ленту, учащиеся невольно будут натыкаться на учебный материал, и запоминать его, а возможно, у школьников даже проявится интерес к данной информации, что приведет к дальнейшему самостоятельному изучению [1]. Учитель в свою очередь может превратить такой поиск в игру, где оценивание будет, осуществляется членами сетевого сообщества посредством «лайков» и комментариев.

Таким образом, использование социальных сетей в образовательном процессе имеет массу преимуществ:

  • Во-первых, социальные сети дают возможность сделать процесс обучения более индивидуальным (выполнение заданий в удобное время и в удобном темпе с учетом особенностей учащихся)
  • Во-вторых, учащиеся имеют возможность задать интересующие вопросы учителю, одноклассникам, или другим интересующим их людям, что позволит гораздо лучше усвоить изучаемый материал.
  • В-третьих, используя социальные сети, учащиеся могут обмениваться информацией или вступать в сообщества, посвященные какой-либо тематике и подробно изучать интересующие их вопросы [2].

Главные плюсы для учителя заключаются в том, что он может:

  • искать и публиковать учебные материалы и задания в более увлекательной форме восприятия (презентации, видеоролики, игровые приложения, аудиозаписи, тесты, опросы);
  • принимать на проверку выполненные работы в электронном виде и контролировать статус их выполнения;
  • поддерживать связь с учащимися и информировать их о предстоящих событиях и мероприятиях в рамках учебной и внеурочной деятельности.

Помимо этого, используя социальные сети, учитель имеет возможность обмениваться знаниями с коллегами, демонстрировать собственные разработки, поддерживать контакт с родителями учащихся в целях совместного поиска решений возникших воспитательном процессе проблем.

Ниже представлен перечень возможностей социальных сетей для использования в образовательном процессе на примере социальной сети «ВКонтакте», так как она является наиболее популярной среди интернет-пользователей школьного возраста [4]: добавление в друзья, отправка сообщений и ссылок на другие образовательные ресурсы, создание групповых чатов, получение консультации учителя; прикрепление фото, видео и аудио файлов; создание опросов на различные темы, проведение прямых трансляций в качестве онлайн-уроков, оценивание и комментирование учебного материала; посещение учебного сетевого сообщества в любое удобное время, как для размещения нового учебного материала, так и для его изучения и повторения.

На основании вышесказанного можно сделать вывод о том, что влияние социальных сетей на человека в наши дни - неизмеримо. Используя возможности социальных сетей можно значительно расширить границы учебного кабинета, что окажет положительное влияние на формирование знаний, умений и навыков учащихся.

Список литературы

  1. Абрамова, О. М. Использование социальных сетей в образовательном процессе [Электронный ресурс]: Учебник. / О. М. Абрамова, О. А. Соловьева. // Молодой ученый. – 2016. – № 9. – С. 1055-1057. – Режим доступа : https://moluch.ru/archive/113/29321/
  2. Богданова, О. А. Возможности использования социальных сетей в образовании [Электронный ресурс]. / О. А. Богданова. – Режим доступа : http://www.rusnauka.com/28_PRNT_2011/Pedagogica/5_93890.doc.htm
  3. Метод языкового погружения в обучении английскому по скайпу [Электронный ресурс]. // Онлайн школа английского языка «iEnglish», 19.07.2017. – Режим доступа : https://ienglish.ru/v3?utm_expid=74346564-11.36plCq30RWq3v_doefmMZQ.2&utm_referrer=https%3A%2F%2Fienglish.ru%2Fblog%2Fangliiskiy-po-skypu%2Fobuchenie-angliiskomu-po-skype%2Fmetod-iazikovogo-pogruzhenia
  4. Система мониторинга и анализа бренда в социальных медиа и СМИ [Электронный ресурс]. // Brand analytics, 2018. – Режим доступа : https://br-analytics.ru
  5. Рынок Influence marketing: итоги 2018 и прогнозы [Электронный ресурс]. // «Epicstars», 2018. – Режим доступа : https://ru.epicstars.com/influence-marketing-2017/
PDF