Выпуск №3(96)
Материалы IX Международной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы современного образования: практика вуза и школы», Часть 2
11 апреля 2025 г.
Использование информационно-коммуникационных технологий в общем, дополнительном, среднем профессиональном и высшем образовании
Интернет вещей (английский: Internet of Things, далее IoT) – относительно новая технология, обеспечивающая взаимодействие между физическими и виртуальными объектами. По мере развития и распространения интернета вещей он все больше и больше влияет на структуру современного мира и затрагивает почти все сферы нашей жизни, одной из которых является образование. Это исследование сосредоточено на влиянии Интернета вещей на систему образования. Был проведен теоретический анализ потенциального влияния IoT на систему образования. Будут рассмотрены пути внедрения IoT в образовательных учреждениях. // Internet of Things (English Internet of Things, hereinafter IoT) is a relatively new technology that ensures interaction between physical and virtual objects. As the Internet of Things develops and spreads, it will increasingly influence the structure of the modern world and affect almost all areas of our lives, one of which is education. This study focuses on the impact of the Internet of Things on the education system. A theoretical analysis of the potential impact of the Internet of Things on the education system was carried out. The ways of introducing the Internet of Things in educational institutions are considered.
Авторы: Т. И. Бадалходжаев
Раздел: Использование информационно-коммуникационных технологий в общем, дополнительном, среднем профессиональном и высшем образовании
Описаны способы применения визуализации учебной/музыкальной информации с помощью элементов технологии мобильного обучения для улучшения качества исполнительской деятельности учащихся. // Methods of applying of educational visualization with the help of elements of technology of mobile education for improving the quality of performing activity of students are described.
Авторы: М. И. Белова
Раздел: Использование информационно-коммуникационных технологий в общем, дополнительном, среднем профессиональном и высшем образовании
В начале школьного пути необходима помощь педагога в обретении возможности для самореализации и самовыражения. Не все дети могут сами открыть в себе и сохранить надолго творческие способности. Творческая деятельность невозможна без активного воспроизведения ранее изученных знаний, интереса к приобретению новых компетенций, самостоятельному поиску информации, развитию воображения и эмоций. // At the beginning of the school journey, the teacher's help is needed in gaining opportunities for self-realization and self-expression. Not all children can discover their own creative abilities and preserve them for a long time. Creative activity is impossible without the active reproduction of previously learned knowledge, interest in acquiring new competencies, independent search for information, and the development of imagination and emotions.
Авторы: О. Н. Буртаева
Раздел: Использование информационно-коммуникационных технологий в общем, дополнительном, среднем профессиональном и высшем образовании
Статья посвящена проблеме возможной трансформации природы диалогической речи в цифровой образовательной среде. // This article explores the potential transformation of dialogic speech within digital learning environments.
Авторы: И. А. Васильева, С. В. Сергеева
Раздел: Использование информационно-коммуникационных технологий в общем, дополнительном, среднем профессиональном и высшем образовании
В статье рассматриваются возможности применения искусственного интеллекта (ИИ) и автоматизации в системе среднего профессионального образования (СПО). Освещаются основные тенденции, преимущества и вызовы, связанные с внедрением ИИ в образовательный процесс. // The article examines the possibilities of using artificial intelligence (AI) and automation in the secondary vocational education (SVE) system. The main trends, advantages, and challenges associated with the implementation of AI in the educational process are highlighted.
Авторы: В. И. Жукова
Раздел: Использование информационно-коммуникационных технологий в общем, дополнительном, среднем профессиональном и высшем образовании
В статье рассмотрена проблема развития исследовательской деятельности учителя. Представлены результаты анкетирования школьных учителей, с помощью которых можно выявить преимущества и барьеры в развитии профессионально-исследовательской деятельности. // The article examines the problem of developing teacher research activities. The results of a survey of school teachers are presented, which can be used to identify the advantages and barriers in the development of professional research activities.
Авторы: Л. А. Зейдлиц
Раздел: Использование информационно-коммуникационных технологий в общем, дополнительном, среднем профессиональном и высшем образовании
Статья посвящена вопросам использования современных информационных технологий при подготовке по геометрии к сдаче ОГЭ по математике. Рассматривается роль цифровых инструментов и ресурсов в контексте помощи учащимся в улучшении понимания ключевых геометрических теорий и концепций, а также в повышении успешности выполнения экзаменационных заданий. // The article is devoted to the use of modern information technologies in geometry preparation for the OGE in mathematics. The article examines the role of digital tools and resources in the context of helping students improve their understanding of key geometric theories and concepts, as well as in improving the success of exam assignments.
Авторы: Т. А. Долматова, А. С. Ларина
Раздел: Использование информационно-коммуникационных технологий в общем, дополнительном, среднем профессиональном и высшем образовании
В данной статье рассматриваются глобальные изменения в обществе в результате внедрения информационно-коммуникационных технологий, ответственное отношение к виртуальной реальности у выпускников педагогических вузов, классификация форм их ответственности. // This article examines global changes in society as a result of the introduction of information and communication technologies, the responsible attitude towards virtual reality among graduates of pedagogical universities, and the classification of their forms of responsibility.
Авторы: И. А. Овхунов
Раздел: Использование информационно-коммуникационных технологий в общем, дополнительном, среднем профессиональном и высшем образовании
В статье рассматривается проблема низкой учебной мотивации школьников и предлагаются пути её решения через использование нестандартных форм проведения занятий, а именно, в формате викторины на основе телешоу «Своя игра». Авторы подчеркивают, что данная игра способствуют повышению познавательной активности, развитию навыков командной работы и не только. // The article examines the problem of low educational motivation of schoolchildren and suggests ways to solve it through the use of non-standard forms of teaching, namely, in the quiz format based on the TV show «Own Game». The authors emphasize that this game helps to increase cognitive activity, develop teamwork skills and more.
Авторы: Н. А. Нонь, С. А. Опарина
Раздел: Использование информационно-коммуникационных технологий в общем, дополнительном, среднем профессиональном и высшем образовании
Статья посвящена методу обучения монологической речи в старшей школе с применением англоязычных видео на платформе YouTube, предложены задания, интегрированные с учебно-методическим комплектом «Enjoy English». Рассматриваются такие ключевые понятия, как монологическая речь, виды высказываний и способы мотивации при обучении говорению. // The article is devoted to the method of teaching monologue speech in high school with the use of English videos on YouTube, the tasks integrated with the educational and methodological set «Enjoy English» are proposed. The article considers such key concepts as monologue speech, types of statements and ways of motivation in teaching speaking.
Авторы: А. Е. Ильин, В. С. Петрова
Раздел: Использование информационно-коммуникационных технологий в общем, дополнительном, среднем профессиональном и высшем образовании
Современные технологии влияют на образование, включая физическую культуру. В данной работе изучается потенциал онлайн-сервисов для организации занятий по физической культуре в вузе на примере шашек. Представленные результаты вносят вклад в развитие методов физического воспитания в высшей школе и открывают новые возможности для интеграции современных технологий в образовательный процесс. // Modern technologies affect education, including physical education. This paper examines the potential of online services for organizing physical education classes at a university using the example of checkers. The presented results contribute to the development of physical education methods in higher education and open up new opportunities for the integration of modern technologies into the educational process.
Авторы: А. В. Потатуева
Раздел: Использование информационно-коммуникационных технологий в общем, дополнительном, среднем профессиональном и высшем образовании
Статья посвящена теме использования информационных технологий при обучении фельдшеров на занятиях инфектологии. Основное внимание уделяется графическо-информационным технологиям. Расширенные презентации учебного материала позволяют преподавателю эффективно проводить изучение, повторение и обобщение учебного материала. // The article is devoted to the use of information technology in the training of paramedics in infectology classes. The main focus is on graphics and information technology. Extended presentations of educational material allow the teacher to effectively conduct the study, repetition and generalization of educational material.
Авторы: Е. В. Репницкая
Раздел: Использование информационно-коммуникационных технологий в общем, дополнительном, среднем профессиональном и высшем образовании
Осуществление более тесной связи преподавания математики с профессиональной деятельностью позволит предать изучению математики профессиональную направленность. // The implementation of a closer link between teaching mathematics and professional activity will make it possible to devote a professional focus to the study of mathematics.
Авторы: Л. А. Фадеева
Раздел: Использование информационно-коммуникационных технологий в общем, дополнительном, среднем профессиональном и высшем образовании
Обучение и воспитание школьников в контексте современных проблем и перспектив образования (в том числе для обучающихся с ОВЗ)
Статья посвящена проблеме построения педагогической модели адаптивного физического воспитания студентов в организациях СПО. // The article is devoted to the problem of constructing a pedagogical model of adaptive physical education of students in vocational training organizations.
Авторы: Н. В. Соколова
Раздел: Обучение и воспитание школьников в контексте современных проблем и перспектив образования (в том числе для обучающихся с ОВЗ)
В настоящее время образование детей с ограниченными возможностями является одной из центральных тем, находящихся в зоне пристального внимания образования в Российской Федерации. // Currently, the education of children with disabilities is one of the central topics that are in the area of close attention of education in the Russian Federation.
Авторы: Л. О. Тайшина, Н. О. Шелкунова
Раздел: Обучение и воспитание школьников в контексте современных проблем и перспектив образования (в том числе для обучающихся с ОВЗ)
В статье рассматривается роль педагогических технологий в образовании детей начальных классов. Особое значение придается игровым технологиям, способным повысить мотивацию к учебе учащихся с ограниченными возможностями здоровья и улучшить качество обучения. // The article examines the role of pedagogical technologies in the education of primary school children. Particular importance is attached to gaming technologies that can increase the motivation to study of students with disabilities and improve the quality of education.
Авторы: Т. В. Филатова
Раздел: Обучение и воспитание школьников в контексте современных проблем и перспектив образования (в том числе для обучающихся с ОВЗ)
Статья посвящена проблеме формирования познавательных учебных действий школьников в период начальной ступени обучения. На примере своего опыта автор подводит к выводу, что предложенные пути педагогического процесса эффективны и актуальны в настоящее время. Способы и приемы повышения не только внешней, но и внутренней школьной мотивации имеют не только теоретическую, но и наглядную сторону. // The article is devoted to the problem of formation of cognitive educational actions of schoolchildren during the initial stage of education. Using the example of his experience, the author concludes that the proposed ways of the pedagogical process are effective and relevant at the present time. The ways and techniques of increasing not only external, but also internal school motivation have not only a theoretical, but also a visual side.
Авторы: Н. А. Бакишева
Раздел: Обучение и воспитание школьников в контексте современных проблем и перспектив образования (в том числе для обучающихся с ОВЗ)
В последние годы перед системой образования Республики Беларусь стоит задача возрождения интереса молодежи к педагогической профессии и привлечения на педагогические специальности наиболее мотивированных и подготовленных абитуриентов. Развитию мотивов профессионального выбора способствует создание учреждениями образования классов и групп педагогической направленности. // In recent years, the education system of the Republic of Belarus has faced the task of reviving the interest of young people in the teaching profession and attracting the most motivated and prepared applicants to pedagogical specialties The development of motives for professional choice is facilitated by the creation of pedagogical-focused classes and groups by educational institutions.
Авторы: О. Г. Кашкова, А. И. Окрут
Раздел: Обучение и воспитание школьников в контексте современных проблем и перспектив образования (в том числе для обучающихся с ОВЗ)
Статья посвящена проблеме повышения уровня коммуникативной компетентности школьников с депривацией зрения средствами фольклора в условиях фольклорного ансамбля. // The article is devoted to the problem of increasing the level of communicative competence of schoolchildren with visual deprivation by means of folklore in a folklore ensemble.
Авторы: Н. Б. Ламанская
Раздел: Обучение и воспитание школьников в контексте современных проблем и перспектив образования (в том числе для обучающихся с ОВЗ)
Проблемы и перспективы современного физико-математического образования
В статье рассматривается авторский подход к формированию финансовой грамотности на уроках математики в 7-9 классах. Основой этого подхода являются три мини-модуля, в рамках которых учащиеся знакомятся с основными экономическими понятиями. При этом теоретический материал органично сочетается с организацией практических и самостоятельных домашних заданий. В итоге каждый ученик включается в проектную деятельность по формированию собственной финансовой грамотности, активно используя при этом информационные технологии. // The article examines the author's approach to the formation of financial literacy in mathematics lessons in grades 7-9. The basis of this approach are three mini-modules in which students are introduced to basic economic concepts. At the same time, the theoretical material is organically combined with the organization of practical and independent homework. As a result, each student is involved in project activities to develop their own financial literacy, while actively using information technology.
Авторы: Л. А. Осипова, М. В. Андриянова
Раздел: Проблемы и перспективы современного физико-математического образования
В статье актуализируется использование учителями цифровых образовательных ресурсов при подготовке к ОГЭ по математике. Приведена спроектированная игра (визуальная новелла) по теории вероятностей для подготовки и самоподготовки учащихся к ОГЭ по математике. // The article highlights the use of digital educational resources by teachers in preparation for the Basic State Exam in Mathematics. The designed game is a visual novel on probability theory for the preparation and self-preparation of students for the Basic State Exam in Mathematics.
Авторы: А. В. Фомина, П. М. Баева
Раздел: Проблемы и перспективы современного физико-математического образования
Актуализируется проблема реализации модели технологии смешанного обучения «Ротация станций» на уроках математики в основной школе. Авторы предлагают схему реализации модели для четырех групп с применением программы динамической математики GeoGebra. Проектируется шаблон конспекта урока по построению графиков функций с помощью геометрических преобразований. Приводится фрагмент урока математики в 9 классе. // The problem of implementing a model of mixed learning technology «Station rotation» in mathematics lessons in secondary schools is being actualized. The authors propose a scheme for implementing the model for four groups using the GeoGebra dynamic mathematics program. A template for a lesson summary on constructing graphs of functions using geometric transformations is being designed. A fragment of a 9th grade math lesson is given.
Авторы: Е. В. Позднякова, П. О. Булатова
Раздел: Проблемы и перспективы современного физико-математического образования
Статья посвящена разработке методики обучения тригонометрии с использованием образовательной онлайн-платформы Moodle, её апробации в учебном процессе и оценке результатов. // The article is devoted to the development of a methodology for teaching trigonometry using the online educational platform Moodle, its testing in the educational process and evaluation of the results.
Авторы: Т. А. Долматова, А. Р. Голяндина
Раздел: Проблемы и перспективы современного физико-математического образования
В статье рассматриваются два способа решения задачи с параметром, в основе которых используется графический метод. Авторы выделяют виды задач, решения которых наиболее рационально с помощью этого метода. А также показывают, как может меняться ход решения задачи в зависимости от графической интерпретации её условия. // The article discusses two ways to solve the problem with parameter based on the graphical method. The authors identify the types of tasks that can be solved most efficiently using this method. They also show how the course of solving a problem can change depending on the graphical interpretation of its condition.
Авторы: Л. А. Осипова, В. Б. Гридчина
Раздел: Проблемы и перспективы современного физико-математического образования
В статье представлены результаты анализа сложившейся в системе физико-математического образования ситуации, характеризуемой многофакторностью влияний, обуславливающих вариативность направлений развития. Рассматриваются варианты выхода из негативных сценариев развития и преодоления трудностей, с которыми сталкиваются преподаватели и студенты в рамках профессионального обучения Азербайджана. // The article presents the results of an analysis of the current situation in the system of physics and mathematics education, characterized by multifactorial influences that determine the variability of development directions. Options for overcoming negative development scenarios and overcoming the difficulties faced by teachers and students in the framework of professional education in Azerbaijan are being considered.
Авторы: С. Х. Джалилова
Раздел: Проблемы и перспективы современного физико-математического образования
В статье актуализируется проблема формирования мотивации учащихся основной школы в процессе дистанционного изучения физики. Рассматривается применение интерактивного веб-квеста как средства формирования универсальных учебных действий при обучении физике. Приводится пример авторского цифрового ресурса – виртуального квеста «История одной лабораторной» по теме физики девятого класса «Основы Динамики». // The article updates the problem of forming the motivation of primary school students in the process of distance learning of physics. The use of an interactive web quest as a means of developing universal educational activities in teaching physics is considered. An example of the author's digital resource is given – the virtual quest «The History of One Laboratory» on the topic of ninth grade physics «Fundamentals of Dynamics».
Авторы: Е. В. Позднякова, К. В. Клюева
Раздел: Проблемы и перспективы современного физико-математического образования
Статья посвящена проблеме обучения школьников решению квадратных уравнений, которые встречаются в заданиях государственной итоговой аттестации по математике в 9 и 11 классах. Рассматриваются как традиционные, так и нестандартные методы решения уравнений такого вида, включая те, что не входят в школьный курс математики. // The article is devoted to the problem of teaching schoolchildren to solve quadratic equations, which are found in the tasks of the state final assessment in mathematics in grades 9 and 11. Both traditional and non-standard methods for solving equations of this type are considered, including those that are not included in the school mathematics course.
Авторы: Н. А. Нонь, В. А. Комарова
Раздел: Проблемы и перспективы современного физико-математического образования
Статья посвящена проблеме выбора и применения учителем средств информационно-коммуникационных технологий при изучении темы «Первообразная и интеграл» в старших классах. В статье рассматривается применение разработанного сайта, который полезен при изучении данной темы в процессе обучения. Сайт позволяет не только повысить заинтересованность обучающихся, но и помочь учителям в образовательном процессе. // The article is devoted to the problem of the choice and application of information and communication technologies by the teacher when studying the topic «Antiderivative and Integral» in senior classes. The article discusses the use of the developed site, which is useful when studying this topic in the learning process. The site allows not only to increase the interest of students, but also to help teachers in the educational process.
Авторы: А. В. Фомина, С. В. Лужкова
Раздел: Проблемы и перспективы современного физико-математического образования
Статья посвящена проблеме подготовки учителей к работе с цифровыми ресурсами в рамках разработки обучающих курсов. // The article is devoted to the problem of preparing teachers to work with digital resources in the context of developing training courses.
Авторы: А. В. Фомина, Л. С. Мочалова
Раздел: Проблемы и перспективы современного физико-математического образования
В статье исследуется применение кейс-метода в онлайн-обучении математике. Анализируются возможности и перспективы использования данной технологии для повышения качества обучения, а также для развития ключевых компетенций обучающихся. Обосновывается эффективность интеграции кейс-метода в онлайн-курсы, сочетая преимущества интерактивного и практико-ориентированного подходов. // This article explores the application of the case method in online mathematics education. It analyzes the opportunities and prospects of using this technology to enhance the quality of learning, as well as to develop key competencies of students. The effectiveness of integrating the case method into online courses, combining the advantages of interactive and practice-oriented approaches, is substantiated.
Авторы: А. Р. Ромащенко, В. А. Корсунова
Раздел: Проблемы и перспективы современного физико-математического образования
В данной статье представлена методическая система, подготовки учащихся к решению заданий по тригонометрии в рамках единого государственного экзамена по математике профильного уровня. Автор рассматривает процессуальный компонент этой системы, реализованный с помощью рабочих карт. А также приводит пример рабочей карты по теме «Тригонометрические уравнения, сводящиеся к квадратным». // This article presents a methodological system for preparing students to solve trigonometry tasks within the framework of the unified state mathematics exam of the profile level. The author considers the procedural component of this system, implemented with the help of work cards. He also gives an example of a working map on the topic «Trigonometric equations that reduce to quadratic».
Авторы: А. А. Уварова
Раздел: Проблемы и перспективы современного физико-математического образования
В статье определена значимость деятельности для науки и образования, строящегося в Сибири кольцевого источника синхротронного излучения – СКИФ. В связи с этим представлены темы для обновления содержания курса физики для обучающихся инженерных классов старшей школы (10-11 классы). // The article defines the importance of the activities for science and education of the ring synchrotron radiation source SKIF, which is being built in Siberia. In this regard, topics are presented for updating the content of the physics course for engineering students in high school (grades 10-11).
Авторы: М. А. Червонный, А. Р. Аржаник
Раздел: Проблемы и перспективы современного физико-математического образования
В статье представлен опыт работы в рамках проекта «Школы – ассоциированные партнеры "Сириуса"», в котором отмечены перспективы развития естественнонаучной направленности и выделена актуальная проблема обучения в данных классах. // The article presents the experience of working within the framework of the Sirius Associated Partner Schools project, which highlights the prospects for the development of a natural science orientation and highlights the current problem of teaching in these classes.
Авторы: Т. Г. Шаврова, Е. Г. Гольман
Раздел: Проблемы и перспективы современного физико-математического образования
Формирование и развитие цифровой образовательной среды в контексте цифровизации системы образования
В статье рассматривается опыт проведения международного онлайн-конкурса. Освещаются преимущества и недостатки его применения, а также влияние на качество обучения и мотивацию участников. // The article examines the experience of conducting an international online contest. It highlights the advantages and disadvantages of its application, as well its impact on the quality of learning and participant motivation.
Авторы: В. Е. Пустовойт, Н. И. Орза
Раздел: Формирование и развитие цифровой образовательной среды в контексте цифровизации системы образования
Статья посвящена проблеме использования обучающимися инструментов искусственного интеллекта в образовательном процессе. Даётся сравнительный анализ причин применения нейросетевых программ при решении учебных (академических) задач на уровнях обучения в старшей общеобразовательной школе (10-11 класс) и высшей школе (1-4 курс). // The article is devoted to the problem of students using artificial intelligence tools in the educational process. A comparative analysis of the reasons for using neural network programs in solving educational (academic) tasks at the levels of study in senior secondary school (grades 10-11) and higher school (grades 1-4) is given.
Авторы: Е. А. Святохо
Раздел: Формирование и развитие цифровой образовательной среды в контексте цифровизации системы образования