Выпуск №1(88)
Материалы XVIII Международной научно-практической конференции «Технологическое обучение школьников и профессиональное образование в России и за рубежом»
29 января 2024 г.
Научно-методические достижения в сфере технологической подготовки школьников и студентов
В статье раскрыты возможности и средства реализации принципов педагогического дизайна в ходе организации образовательного процесса в области различных ручных ремесел с учетом специфики обучения творческим видам деятельности. Предлагаются конкретные методические приемы реализации принципов педагогического дизайна на уроках технологии и трудового обучения. // The article reveals the possibilities and means of implementing the principles of pedagogical design in the course of organizing the educational process in the field of various hand crafts, taking into account the specifics of teaching creative activities. Specific methodological techniques for the implementation of the principles of pedagogical design in the lessons of technology and labor training are proposed.
Авторы: Е. В. Тихонова
Раздел: Научно-методические достижения в сфере технологической подготовки школьников и студентов
Статья посвящена проблеме проведения лабораторных занятий по учебной дисциплине «Технология обработки металлов» с применением лабораторно-бригадного метода обучения, в контексте планирования и организации деятельности, взаимодействия преподавателя и студентов, а также подведения итогов и поощрения. // The article is devoted to the problem of conducting laboratory classes in the academic discipline «Metal Processing Technology» using the laboratory-team method of teaching, in the context of planning and organizing activities, interaction between teacher and students, as well as summing up and rewarding.
Авторы: Е. Н. Галенко, А. А. Кунец, С. С. Цалко, А. А. Чечетко
Раздел: Научно-методические достижения в сфере технологической подготовки школьников и студентов
Статья посвящена проблеме развития познавательной активности школьников в процессе подготовки к предметной олимпиаде по техническому труду. Раскрываются виды задач, направленных на развитие познавательной активности: графических, конструкторских, технологических. Определены функции технико-технологических задач и требования к их разработке. // The article is devoted to the problem of the development of cognitive activity of schoolchildren in the process of preparation for the subject Olympiad in technical work. The types of tasks aimed at the development of cognitive activity are revealed: graphic, design, technological. The functions of technical and technological tasks and the requirements for their development are determined.
Авторы: С. Н. Гладкий, А. И. Атрошкин, Ю. И. Седая, К. С. Гладкий
Раздел: Научно-методические достижения в сфере технологической подготовки школьников и студентов
В статье раскрываются особенности организации сетевого взаимодействия между Ульяновским государственным университетом и Лицеем № 40 при УлГУ. // The article reveals the features of the organization of network interaction between Ulyanovsk State University and Lyceum No. 40 at UlSU.
Авторы: А. Г. Гуськова
Раздел: Научно-методические достижения в сфере технологической подготовки школьников и студентов
Образовательные стратегии учителя технологии: профессиональная подготовка и самообразование
Статья посвящена роли дополнительного образования в системе непрерывного образования. Рассмотрены вопросы выстраивания взаимоотношений субъектов системы. Приведены варианты форм наставничества при взаимодействии организаций с учреждением дополнительного образования в рамках системы непрерывного образования. // The article is devoted to the role of additional education in the system of continuing education. The issues of building relationships between the subjects of the system are considered. The variants of mentoring forms in the interaction of organizations with the institution of additional education within the framework of the system of continuing education are given.
Авторы: Т. В. Киселева, А. Г. Дорошенко, А. А. Брыксин
Раздел: Образовательные стратегии учителя технологии: профессиональная подготовка и самообразование
В статье автор поднимает проблему затруднений студентов, в процессе прохождения педагогической практики; рассматривается их развивающая и стимулирующая роль в деятельности учителя; решение проблемы затруднений автор видит в формировании у студентов рефлексивных умений. // In the article, the author raises the problem of students' difficulties in the process of passing pedagogical practice; their developing and stimulating role in the teacher's activity is considered; the author sees the solution to the problem of difficulties in the formation of students' reflexive skills.
Авторы: Л. В. Красовская, Я. Р. Пещур
Раздел: Образовательные стратегии учителя технологии: профессиональная подготовка и самообразование
Организация творческой и изобретательской деятельности школьников в социальных проектах
Представлены материалы виртуального историко-краеведческого квеста, посвященного истории рудников на юге Кузбасса от момента открытия месторождений до завершения работ. В процессе командной игры участникам предстоит расставить события, связанные с историей рудников, на временной линейке, затем отыскать на картах места исторических событий, и презентовать полученную информацию. // Materials a virtual historical and local history quest dedicated to the history of mines in the south of Kuzbass from the moment the deposits were discovered until the completion of the work are presented. During the team game, participants will have to arrange events related to the history of the mines on a timeline, then find places of historical events on maps and present the information received.
Авторы: Н. Г. Коновалова, М. Л. Гилев, П. А. Шеянов, Е. Б. Макарчева
Раздел: Организация творческой и изобретательской деятельности школьников в социальных проектах
Проблемы, состояние и перспективы развития среднего и высшего профессионального образования
С интенсивным внедрением информационных технологий в науку. Система образования, основывает информационные технологии. Модернизация образования в России выделяет компьютеризацию в качестве одного из своих приоритетов. Цифровые лабораторные комплексы представляют собой инновационные инструменты, которые позволяют студентам проводить физические эксперименты в виртуальной среде. В данной работе мы рассмотрим преимущества и возможности использования цифровых лабораторных комплексов в обучении физике. // With the intensive introduction of information technologies into science. The education system, founds information technology. Modernization of education in Russia highlights computerization as one of its priorities. Digital laboratory complexes are innovative tools that allow students to conduct physical experiments in a virtual environment. In this paper, we will consider the advantages and possibilities of using digital laboratory complexes in teaching physics.
Авторы: А. А. Васильев, К. В. Галынина, Д. И. Корнилов
Раздел: Проблемы, состояние и перспективы развития среднего и высшего профессионального образования
Современный этап развития общества характеризуется огромным объемом информации, требующей детального структурирования и систематизации. В связи с этим обучающие должны научиться самостоятельно обрабатывать информацию, строить умозаключения и принимать решения, основываясь на полученных данных, сопоставляя их с другими источниками и своим жизненным опытом. Постоянное самообучение позволит человеку стать носителем ценных ресурсов современного общества, таких как знания и умения, овладевать новой информацией, преобразовывать ее и применять для решения исследуемых проблем. Таким образом, удаленное обучение физике возможно и эффективно, если используется современные методы и технологии, которые позволяют компенсировать отсутствие доступа к физическому оборудованию в момент обучения. // The current stage of society's development is characterized by a huge amount of information that requires detailed structuring and systematization. In this regard, students should learn how to process information independently, draw conclusions and make decisions based on the data obtained, comparing them with other sources and their life experience. Constant self-learning will allow a person to become a carrier of valuable resources of modern society, such as knowledge and skills, to master new information, transform it and apply it to solve the problems under study. Thus, remote physics training is possible and effective if modern methods and technologies are used that make it possible to compensate for the lack of access to physical equipment at the time of training.
Авторы: К. В. Галынина, Л. В. Червякова
Раздел: Проблемы, состояние и перспективы развития среднего и высшего профессионального образования
В данной статье рассматривается проблема формирования функциональной математической грамотности младших школьников. Автором предложен опыт проведения проектных задач на уроках математики, как одного из способов формирования математической грамотности. // This article discusses the problem of the formation of functional mathematical literacy of younger schoolchildren. The author offers the experience of carrying out project tasks in mathematics lessons as one of the ways of forming mathematical literacy.
Авторы: О. В. Зак
Раздел: Проблемы, состояние и перспективы развития среднего и высшего профессионального образования
Профессиональное образование изначально задумывалось, как уровень образования, позволяющий овладеть профессиональными навыками и умениями. Именно в этом одновременно кроется и положительная и отрицательная стороны этого образования. Найдя решение данному противоречию, получится поднять престижность и востребованность профессионального образования на уровень необходимый для стабильного экономического развития страны. // Vocational education was originally conceived as a level of education that allows you to master professional skills and abilities. This is exactly where the positive and negative sides of this education lie at the same time. Having found a solution to this contradiction, it will be possible to raise the prestige and demand for vocational education to the level necessary for the stable economic development of the country.
Авторы: О. А. Кравцова, С. В. Соколов
Раздел: Проблемы, состояние и перспективы развития среднего и высшего профессионального образования
Статья посвящена проблеме формирования профессиональных компетенций у студентов педагогических специальностей в области организации учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся в школе. Представлен анализ учебных планов и программ по подготовке бакалавриатов по направлениям 44.03.05 «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)», 44.03.01 «Педагогическое образование» Кузбасского гуманитарно-педагогического института ФГБОУВО «Кемеровский государственный университет» с точки зрения формирования у будущих педагогов отмеченных выше компетенций. // The article is devoted to the problem of formation of students’ professional competencies in the field of organization of educational research and project activities of students at schools. The relevance and necessity of the teacher's noted skills are substantiated. The analysis of programs and curricula in the direction of bachelor's degree 44.03.05 «Pedagogical education (with two training profiles)», 44.03.01 «Pedagogical education» of Kuzbass Humanitarian Pedagogical Institute of Kemerovo State University is presented.
Авторы: О. В. Куртукова
Раздел: Проблемы, состояние и перспективы развития среднего и высшего профессионального образования
В статье представлен обзор основных направлений сотрудничества образовательных учреждений России и Казахстана. Проанализированы перспективы трансграничного сотрудничества России и Казахстана в сфере образования. // The article provides an overview of the main areas of cooperation between educational institutions in Russia and Kazakhstan. The prospects for cross-border cooperation between Russia and Kazakhstan in the field of education are analyzed.
Авторы: Е. В. Трапезников, А. Ф. Лобода
Раздел: Проблемы, состояние и перспективы развития среднего и высшего профессионального образования
В статье рассматривается концепция корпоративного обучения и его внедрение в систему дополнительного профессионального образования в России. Авторы описывают системный подход к внедрению корпоративной системы обучения на примере Государственного автономного профессионального образовательного учреждения «Кузбасский колледж архитектуры, строительства и цифровых технологий. Представлена программа корпоративного обучения преподавателей использованию цифровых образовательных ресурсов в двух направлениях: индивидуальный образовательный маршрут и коллективное обучение. // The concept of modern training and its implementation in the system of additional professional education in Russia is considered. The authors consider a systematic approach to the implementation of a corporate training system based on the State Autonomous Professional Educational Institution «Kuzbass College: Design, Construction and Digital Technologies». The presented basic training program by teachers uses digital educational resources in two directions: an individual educational route and collective learning.
Авторы: А. Н. Дробахина, А. И. Полякова
Раздел: Проблемы, состояние и перспективы развития среднего и высшего профессионального образования
В статье рассматриваются вопросы положительного и негативного влияния использования современных систем искусственного интеллекта на процессы обучения и в целом на систему образования. Представлены подходы, способствующие формированию критического мышления обучающихся в процессе изучения и использования систем искусственного интеллекта, в том числе нейронных сетей. // The article discusses the positive and negative impact of the use of modern artificial intelligence systems on the learning process and on the education system in general. Approaches are presented that promote the formation of critical thinking of students in the process of studying and using artificial intelligence systems, including neural networks.
Авторы: Е. В. Шевчук
Раздел: Проблемы, состояние и перспективы развития среднего и высшего профессионального образования
Современные педагогические и информационные технологии в образовательном процессе
В статье рассмотрены методические основы STEM подхода в образовании, определено место изучения темы 3D-моделирования в рамках содержания уроков технологии, проанализированы возможности применения графического планшета при изучении 3D-моделирования и приведены примеры созданных трехмерных объектов. // The article discusses the methodological foundations of the STEM approach in education, determines the place for studying the topic of 3D modeling within the content of technology lessons, analyzes the possibilities of using a graphics tablet in studying 3D modeling, and provides examples of created three-dimensional objects.
Авторы: А. И. Читайло, К. С. Читайло
Раздел: Современные педагогические и информационные технологии в образовательном процессе
Статья посвящена проблеме внедрения цифровых технологий в процесс профессиональной подготовки кадров. Приводится пример созданного на базе виртуальной обучающей системы Moodle электронного учебного курса «История дизайна», разработанного для реализации в профессиональной подготовке дизайнеров. Выделены преимущества применения цифровых технологий в учебном процессе. // The article is devoted to the problem of introducing digital technologies in the process of professional training. The article gives an example of an e-learning course «History of Design» created on the basis of the virtual training system Moodle developed for implementation in the professional training of designers. The advantages of using digital technologies in the educational process are highlighted.
Авторы: О. С. Шкиль
Раздел: Современные педагогические и информационные технологии в образовательном процессе
В статье рассмотрен вопрос применения средств обучения используемых для подготовки инженеров в цифровой образовательной среде университета. Раскрываются понятие, классификации и критерии выбора средств обучения. Автор представляет опыт применения современных средств обучения. Представлены задания и результаты использования симулятора, интегрированных среды и средств программирования. // The article discusses the issue of using learning tools to train engineers in the digital educational environment of the university. Expand the concept, classification and criteria for choosing teaching aids. The author presents experience in the use of modern teaching tools. The tasks and results of using the simulator, embedded environments and programming tools are presented.
Авторы: Н. С. Бодруг
Раздел: Современные педагогические и информационные технологии в образовательном процессе
В статье рассматриваются возможность организации изучения учебного курса «Вероятность и статистика» с применением наглядных пособий, изготовленных учащимися самостоятельно. Данные самоделки могут быть использованы при подготовке к государственной итоговой аттестации по математике. // The article discusses the possibility of organizing the study of the educational course «Probability and Statistics» using visual aids made by students themselves. These homemade products can be used in preparation for the state final certification in mathematics.
Авторы: А. А. Васильев, О. В. Васильева, К. Е. Голубятникова
Раздел: Современные педагогические и информационные технологии в образовательном процессе
Статья посвящена проблеме создания компьютерных образовательных тестов с помощью языка программирования Python. Описываются возможности языка программирования и этапы разработки тестов. // The article is devoted to the problem of creating computer educational tests using the Python programming language. The capabilities of the programming language and the stages of test development are described.
Авторы: В. П. Густяхина, А. Е. Густяхин
Раздел: Современные педагогические и информационные технологии в образовательном процессе
В статье рассматриваются возможность применения искусственного интеллекта в современной системе образования, накопления, обработки и применения больших объемов информации в практической деятельности. Также, статья содержит описание возможностей применения искусственного интеллекта при построении индивидуальной траектории обучающегося на примере проектно-исследовательской деятельности. // The article discusses the possibility of using artificial intelligence in the modern education system, accumulation, processing and application of large amounts of information in practice. Also, the article contains a description of the possibilities of using artificial intelligence in building an individual trajectory of a student, using the example of design and research activities.
Авторы: И. В. Сликишина, А. А. Васильев, О. В. Васильева, Л. Н. Деревянко
Раздел: Современные педагогические и информационные технологии в образовательном процессе
В статье представлена авторская методика обучения студентов направленности «Компьютерный дизайн» дисциплине «Программирование на JavaScript», которая подразумевает подробное объяснение теоретического материала с разбором решения некоторых задач. Приводится пример изучения темы «Одномерные массивы». // The article presents the author’s methodology for teaching students of the «Computer Design» focus the discipline «JavaScript programming», which involves a detailed explanation of the theoretical material with an analysis of some problem solving. An example of studying the topic «One-dimensional arrays» is given.
Авторы: С. В. Журавлев
Раздел: Современные педагогические и информационные технологии в образовательном процессе
Статья посвящена здоровьесберегающим образовательным технологиям. Показана сущность здоровьесберегающих технологий. Приводятся примеры различных здоровьесберегающих форм работы. // The article is devoted to health protection educational technologies. The essence of health protection technologies is shown. Examples of various health protection forms of work are given.
Авторы: Т. В. Королева, Н. М. Мельникова
Раздел: Современные педагогические и информационные технологии в образовательном процессе
В статье актуализируется проблема формирования метапредметных умений и математической грамотности обучающихся основной школы с помощью диалоговых метапредметных заданий, предъявляемых в форме кейса. Приведен пример авторского кейса для учеников девятого класса. Предлагается методика работы с кейсом, направленная не только на развитие математической грамотности, но и творческих способностей школьников. // The article actualizes the problem of the formation of meta-subject skills and mathematical literacy of primary school students with the help of interactive meta-subject tasks presented in the form of a case. An example of an author's case for ninth grade students is given. The method of working with the case is proposed, aimed not only at the development of mathematical literacy, but also the creative abilities of schoolchildren.
Авторы: Е. В. Позднякова, Т. Е. Лысенко
Раздел: Современные педагогические и информационные технологии в образовательном процессе
Статья посвящена значимости модуля «Компьютерная графика и черчение» для общего развития учащихся и их подготовки к будущей профессии на уроках технологии. Рассматриваются применение проектной деятельности и организация работы над проектами в рамках данного модуля, а также роль учителя в образовательном процессе. // The article is devoted to the importance of the module «Computer graphics and drawing» for the general development of students and their preparation for a future profession in technology lessons. The application of project activities and the organization of work on projects within the framework of this module, as well as the role of the teacher in the educational process, are considered.
Авторы: А. Э. Можарова
Раздел: Современные педагогические и информационные технологии в образовательном процессе
Статья посвящена роли исследовательских заданий при изучении стереометрии в школьном курсе геометрии. Авторами приведен пример урока-исследования для 11 класса по нахождению объёмов многогранников, описаны его преимущества и недостатки. // The article is devoted to the role of research tasks in the study of stereometry in the school geometry course. The authors give an example of a research lesson for the 11th grade on finding the volumes of polyhedra, and describe its advantages and disadvantages.
Авторы: Н. А. Нонь, С. А. Опарина
Раздел: Современные педагогические и информационные технологии в образовательном процессе
Авторы статьи обращают внимание на сложность усвоения математического материала, который в основном носит абстрактный характер. В качестве одного из средств решения возникающей проблемы в статье предлагается использовать математические мемы. По мнению авторов, в меру использованная интерактивность мемов будет способствовать лучшему усвоению математической информации и развитию познавательного интереса учащихся. // The authors of the article draw attention to the difficulty of mastering mathematical material, which is mainly of an abstract nature. As one of the means of solving the emerging problem, the article proposes the use of mathematical memes. According to the authors, moderately used interactivity of memes will contribute to better assimilation of mathematical information and the development of cognitive interest among students.
Авторы: М. Ю. Пермякова, М. Д. Уварова
Раздел: Современные педагогические и информационные технологии в образовательном процессе
Статья посвящена проблеме формирования единого информационного образовательного пространства станции юных натуралистов. Представлен опыт создания и использования цифровой образовательной платформы «Экоснеки» в деятельности учреждения дополнительного образования естественнонаучной направленности для решения задач экологического воспитания учащихся. // The article is devoted to the problem of forming a unified information educational space at the station for young naturalists. The experience of creating and using the digital educational platform «Ekosneki» in the activities of an institution of additional education in the natural sciences to solve the problems of environmental education of students is presented.
Авторы: О. В. Погодаева, Д. В. Рыжкова, Е. А. Фоминская
Раздел: Современные педагогические и информационные технологии в образовательном процессе
Цифровая трансформация технологической подготовки – совмещение традиций и инноваций
Статья посвящена проблеме цифровой трансформации информационно-творческой подготовки будущих учителей в рамках компетентностного подхода; анализа структурно-содержательных компонентов и модулей новых специальностей по технологическому и художественному образованию. // The article is devoted to the problem of digital transformation of information and creative training of future teachers within the competence approach; analysis of structural and content components and modules of new specialties in technological and art education.
Авторы: С. Я. Астрейко, П. С. Козловский, И. И. Клабук, Ю. И. Седая
Раздел: Цифровая трансформация технологической подготовки – совмещение традиций и инноваций
В данной статье описывается преимущество изучения языка программирования Scratch на ранних этапах программирования. Представлены ссылки на статьи зарубежных коллег с описанием экспериментов успешности. В качестве практического приложения представлен фрагмент внеурочного занятия. // This article describes the benefits of learning the Scratch programming language early in programming. Links to articles by foreign colleagues describing success experiments are provided. A fragment of an extracurricular activity is presented as a practical application.
Авторы: И. В. Сликишина, К. А. Булгакова
Раздел: Цифровая трансформация технологической подготовки – совмещение традиций и инноваций
Статья знакомит учителей, педагогов и других специалистов, занимающихся образовательным процессом, с применением технологии генеративного искусственного интеллекта – созданием учебного контента в сервисах Explainlikeimfive.io и Quillionz. // The article introduces teachers, pedagogues and other specialists involved in the educational process to the use of generative artificial intelligence technology – the creation of educational content in the Explainlikeimfive.io and Quillionz services.
Авторы: А. Н. Дробахина
Раздел: Цифровая трансформация технологической подготовки – совмещение традиций и инноваций
В данной статье рассматривается вопрос цифровизации технологического образования и его влияние на систему профессионального образования. Анализируются аспекты, с которыми сталкиваются профессиональные образовательные организации. // This article examines the issue of digitalization of technological education and its impact on the system of vocational education. The aspects faced by professional educational organizations are analyzed.
Авторы: О. А. Кравцова, С. В. Соколов
Раздел: Цифровая трансформация технологической подготовки – совмещение традиций и инноваций
Не первый год формирование IT-компетенций признается мировой педагогической общественностью одним из приоритетных направлений современной образовательной парадигмы. Следует отметить, что РФ в данном вопросе не стала исключением, и формирование IT-компетенций является стратегически важным направлением в развитии образования в нашей стране. Аспекты цифровизации в РФ озвучены в национальном проекте «Образование», в рамках которого реализуется федеральный проект «Цифровая образовательная среда». Его результатом должно стать создание условий для внедрения современной, комфортной и безопасной цифровой образовательной среды. Материал статьи будет полезен педагогическим работникам образовательных организаций реализующим процессы цифровизации в своих ОУ. // It is not the first year that the formation of IT competencies has been recognized by the global pedagogical community as one of the priority areas of the modern educational paradigm. It should be noted that the Russian Federation is no exception in this matter, and the formation of IT competencies is a strategically important area in the development of education in our country. Aspects of digitalization in the Russian Federation are voiced in the national project «Education», within the framework of which the federal project «Digital Educational Environment» is being implemented. Its result should be the creation of conditions for the introduction of a modern, comfortable and safe digital educational environment. The material in the article will be useful to teaching staff of educational organizations implementing digitalization processes in their educational institutions.
Авторы: И. В. Валеева
Раздел: Цифровая трансформация технологической подготовки – совмещение традиций и инноваций